Народное возрождение и современные тенденции национальных традиций музыкальной культуры Казахстана

Sajana S. Murzaliyeva, Galiya T. Akparova

Аннотация


Вторая половина ХХ века в Казахстане была ознаменована появлением большего числа
акустической, а затем и электронной музыки, основанной на народном материале. Появление
подобных «пробуждений» происходило в два этапа в зависимости от политической
ситуации и развития музыкальной культуры. Методологической основой исследования
явились теоретические положения, изложенные в трудах зарубежных и отечественных
учёных. На основе имеющегося материала рассматриваются фольклорно-этнографические
группы и группы электронного возрождения, или «постфольклора». Также подвергается
анализу новый виток в развитии музыкальной индустрии нового тысячелетия, когда на
сцене появились перспективные молодые музыканты, изменившие привычный формат
казахстанской музыки. Сегодня музыкальный ландшафт и альтернативный саундскейп
современного Казахстана включает в себя разнообразные локализованные версии мировой
музыки: ритмичные электронные танцевальные звучания, хард-рок, романтичный и мягкий
инди, резкий рэп, экспериментальный рок и другие жанры. Современные музыканты
в практике исполнения этнического рока используют электрическую версию традиционного
инструмента – электродомбыры. Язык исполнения варьируется от казахского до русского и
английского.
Такое развитие массовой музыкальной культуры может привести к возникновению новых
путей утверждения национальной идентификации.

Ключевые слова: традиционная музыка, народное возрождение, народные инструменты,
казахская музыка, фольклор, постфольклор.


Полный текст:

PDF

Литература


Amanov B. Zh., Mukhambetova A. I. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek [Kazakh Traditional Music and the 20th Century]. Almaty: Dayk-Press, 2002. 544 p.

Mukhitdenova B. Razvitie iskusstva muzykal'noy estrady i artistizma ispolniteley Kazakhstana: dis. … d-ra filosofii (Ph.D.) [The Development of the Art of Popular Music and the Artistry of Kazakhstan Performers: Ph.D. Dissertation]. Almaty, 2018. 147 p.

Ceribašić N., and Ćaleta J. Croatian Traditional Music Recordings: The 1990s and 2000s. Journal of American Folklore 123. 2010. Vol. 489, pp. 331–345.

Conlon P. The Native American Flute: Convergence and Collaboration as Exemplified by R. Carlos Nakai. World of Music. 2002. Vol. 44, No. 1, pp. 61–74.

Diamond B. The Music of Modern Indigeneity: From Identity to Alliance Studies. European Meetings in Ethnomusicology. 2007. Vol. 12, No. 22, pp. 169–190.

Gallaugher A. The Sounds of Resurgence: Music, Cultural Rescue, and Development among the Garifuna People of Nicaragua’s Atlantic Caribbean Coast. Ph.D. Dissertation. York University (Canada), 2008. 629 p.

Held D. A., McGrew D. G., and Perraton J. Global Transformations: Politics, Economy and Culture. Oxford: Blackwell, 2003. 493 p.

Kartomi M. J. The Processes and Results of Musical Culture Contact: A Discussion of Terminology and Concepts. Ethnomusicology. 1981. Vol. 25, No. 2, pp. 227–249.

Kirshenblatt-Gimblett B. Destination Culture: Tourism, Museums, and Heritage. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1998. 149 p.

Livingston T. E. Music Revivals: Towards a General Theory. Ethnomusicology. 1999. Vol. 43, No. 1, pp. 66–85.

Merey O. Not Suitable for Kazakhs? Authencity and National Identity in Contemporary Kazakhstani Music. MA Thesis, Nazarbayev University. Nur-Sultan, 2019. 136 p.

Rancier M. Ancient Roots, Modern Nation-Building. Kazakh Spirituality and Identity in the Music of the Turan Ensemble. Turkic Soundscapes: From Shamanic Voices to Hip-Hop. Edited by Raziya Sultanova, Megan Rancier. Oxon: Routledge, 2018, pp. 214–229.

Ronström O. Revival Reconsidered. The World of Music. 1996. Vol. 38, No. 3, pp. 5–20.

Sweers B. Electric Folk: The Changing Face of English Traditional Music. New York: Oxford University Press, 2005. 325 p.

Sweers B. The Revival of Traditional Musics in New Contexts: Electric Folk from a Comparative Perspective. Concepts, Experiments, and Fieldwork: Studies in Systematic Musicology and Ethnomusicology. Rolf Baader, Ulrich Morgenstern, and Christiane Neuhaus (Ed.). Frankfurt am Main: Peter Lang, 2010, pp. 351–368.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.206-216

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.