К проблеме музыкальной самоорганизации эпического искусства (на примере азербайджанского героического эпоса)

Kamila H. Dadash-zade

Аннотация


В статье анализируется ряд дискурсивных особенностей эпоса «Китаби Деде Коркуд» и выдвигается предположение о том, что в нелинейной среде аллитерационной системы выкристаллизовались основные формы тюркского силлабического стихосложения и соответствующие им музыкальные типы. Нелинейные процессы развития характерны и для традиционных напевов эпоса «Кёроглу». Некоторые закономерности музыкально-ритмической организации эпических напевов Кёроглу могут быть объяснены их генетической связью с метроритмическими особенностями эпоса «Китаби Деде Коркуд». Автор приходит к выводу, что особенности самоорганизации героического эпоса проявляют себя не только
в эпических памятниках, но и в произведениях азербайджанских композиторов, в частности,
в опере «Кёроглу» основоположника композиторской школы Азербайджана Узеира Гаджибейли.
Автор выдвигает предположение, что такие основополагающие для семантической организации раннего тюркского эпоса концепты, как панегирик, плач, героический борьба и др., выполняли в ходе дальнейшего развития эпического искусства функции отдельных аттракторов.

Ключевые слова: тюркский эпос, самоорганизация, аттрактор, «Китаби Деде Коркуд»,
У. Гаджибейли, опера «Кёроглу».


Полный текст:

PDF

Литература


Dadash-zade K. G. Muzykal'noe korkudovedenie: real'nost' i perspektivy [Musical Korkud Studies: Reality and Perspectives]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2002. No. 1, pp. 218–220.

Demchenkо А. I. Mir i chelovek nachala XX veka v zerkale muzykal'nogo iskusstva Rossii. Ocherk tretiy [The World and the Human Being of the Beginning of the 20th Century Reflected by the Art of Music in Russia. Third Essay]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 3, pp. 7–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.3.007-020.

Knyazeva E. N., Kurdyumov S. P. Osnovaniya sinergetiki. Sinergeticheskoe mirovidenie [The Foundations of Synergetics. A Synergetical Point of View]. Moscow: KomKniqa, 2005. 238 p.

Stebleva I. V. Poeziya tyurkov VI–VII vekov [The Poetry of the Turkic in the 6th and 7th Centuries]. Мoscow: Nauka, 1965. 147 p.

Arthur C. A Perceptual Study of Scale-Degree Qualia in Context. Music Reception. 2018. Vol. 35, Issue 3, pp. 295–314.

Erdal T. Dede Korkut kitabında Yalan ve aldatma kavramları [Concepts of Lying and Deception in Dede Korkut's book]. Milli Folklor [National Folklore]. 2016. July 28, No. 109, pp. 86–106. (In Azerbaijani)

Shaymukhametova L. N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.

Xingwenliu Y., Hao Chen. Stability of Perturbed Switched Nonlinear Systems with Delays. Nonlinear Analysis: Hubrid Systems. 2017. Vol. 25, pp. 114–125.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.199-205

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.