XI Летние Олимпийские игры в контексте становления искусства перформанса

Vera N. Dyomina

Аннотация


В работе рассмотрен вопрос влияния античной культуры в аспекте изучения
процесса становления перформативных практик. Исследованы театральные постановки,
осуществлённые в рамках культурной программы Олимпийских игр, прошедших
в Берлине в августе 1936 года. В процессе изучения синтетической природы спортивного
праздника в качестве центрального компонента действа рассматривается хронотоп текста
торжества. Значимыми для отмеченного круга вопросов определяются постановки
«Олимпийская молодость» (Карл Дим) и «Франкенбургская игра в кости» (Эберхард
Мёллер). Методология исследования основана на применении мультидисциплинарного
подхода, привлечения методов культурологии, теоретических положений истории и
политологии. Материалом исследования послужили представленные в разных формах
хранения: кино-, фоно-, фотодокументы нацистских праздников, а также воспоминания
участников и организаторов праздничного действа. В результате проведённого исследования
установлено, что преемственность античной культуры и культуры Третьего рейха
проявляется не только в возведении подобных сооружений, но и создании сакральной
атмосферы посредством воссоздания ритуальной составляющей античных празднеств.
Достижение особого эмоционального состояния при проведении театрального действа
«Франкенбургская игра в кости» реконструировало сакральную атмосферу античного театра
и способствовало установлению единения участников действа. Указанные технологии, не
свойственные современному демократическому обществу, были применены в специально
сконструированном времени и пространстве праздника в отдельно взятом социуме. Этот
прецедент раскрывает опасность националистических взглядов в обществе.

Ключевые слова: XI Олимпийские игры, эстетика перформативности, праздничная
культура фашистской Германии.


Полный текст:

PDF

Литература


Vasil'chenko A. V. Nordicheskie olimpiytsy. Sport v Tret'em reykhe [The Nordic Olympians. Sports in the Third Reich]. Moscow: Veche, 2012. 304 p.

Esipov V. V. Politika germanskogo fashizma v oblasti kul'tury v 1929–1945 gg.: dis. ... d-ra ist. nauk [The Policy of German Fascism in the Sphere of Culture during the Years 1929–1945: Dissertation for the Degree of Doctor of Historical Sciences]. Moscow, 1998. 536 p.

Kovrigina I. A. Kul'turnaya zhizn' v Tret'em reykhe na primere massovykh kul'turnykh meropriyatiy, literatury i iskusstva: 1933–1945 gg.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Cultural Life in the Third Reich by the Example of Mass Cultural Events, Literature and Art: 1933–1945: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Historical Sciences]. Ulan-Ude, 2004. 22 p.

Kozlov D. V. Gazon na stadione: ot Svyashchennoy roshchi do «Lawn people» [A Lawn at the Stadium: From the Sacred Grove to “Lawn People”]. Sotsiologicheskoe obozrenie [Sociological Review]. Moscow, 2018. Vol. 17. No. 2, pp. 195–222.

Leont'eva O. T. Karl Orf [Carl Orff]. Moscow: Muzyka, 1984. 334 p.

Losev A. F. Mifologiya grekov i rimlyan [The Mythology of the Greeks and Romans]. Afterword and notes by A. A. Takho-Godi. Moscow: Mysl', 1996. 975 p.

Rol'f M. Sovetskie massovye prazdniki [Soviet Mass Holidays]. Moscow: Russian Political Encyclopedia: Foundation of the First President of Russia B. N. Yeltsin, 2009. 439 p.

Taykhler Kh. Y. Kuberten i Tretiy reykh: O predystorii neopublikovannogo pis'ma Kubertena Gitleru (1937) [Coubertin and the Third Reich: On the Background of Coubertin’s Unpublished Letter to Hitler (1937)]. Logos: filosofsko-literaturnyy zhurnal [Logos. Philosophical and Literary Journal]. 2009. No. 4–5 (72), pp. 136–176.

Fisher-Likhte E. Estetika performativnosti [Fischer-Lichte E. The Aesthetics of Performativity]. Translation from German by N. Kandinskaya; edited by D.V. Trubochkin. Moscow: Play & Play: Canon +, 2015. 376 p.

Beaudoin A. Theâtre et architecture sous le Troisième Reich: les scènes de plein air au service de la propagande de masse. Musique, musicologie et arts de la scène. Université de Nanterre. Paris X; HafenCity Universität Hamburg, 2018. 527 p.

Fischer-Lichte E. Theatre, Sacrifice, Ritual: Exploring Forms of Political Theatre. London; New York: Routledge, 2005. 290 p.

Schoeps K.-H. Literature and Film in the Third Reich. Translated by Kathleen M. Dell’Orto. London: Camden House, 2003, 371 p.

Wyatt R. E. “A New Race, Invincible and Vast”: An Exploration of the National Socialist Thingspiel Das Frankenburger Würfelspiel's Methods to Create Community. Kingston: Queen’s University, 2018. 100 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.088-096

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.