Мифологические модели и ритуальные формы в современном музыкально-театральном перформансе

Elena V. Kiseyeva, Vera N. Dyomina

Аннотация


Перформативность, как одно из существенных свойств современного музыкального
искусства, сыграла важную роль в процессе обновления его ведущих жанров. Музыкальный
перформанс, черпая свои истоки в театральных экспериментах середины XX века, к концу
XX столетия внедрился не только в область арт-практик, но и оказал воздействие на такую
консервативную область академической музыки, как музыкальный театр и, в частности, на
оперный жанр.
В статье намечена проблема воплощения в операх современных композиторов
мифологических моделей и элементов ритуала, характерных для театрального перформанса.
Опираясь на теорию перформативности, авторы объясняют новации в постановках
с точки зрения наличия в них лиминальности. В центре внимания находятся мало
изученные в отечественном музыкознании сочинения, анализ которых позволяет обозначить
направление развития оперного жанра: его обновление изнутри путём поиска новых
форм синтеза, посредством введения новых драматургических закономерностей, а также
благодаря соединению искусства с элементами реальной действительности. С точки зрения
авторов статьи, в современной опере перформанс становится одной из форм представления,
заменив традиционный спектакль, построенный по законам драмы. Позиция эта активно
разрабатывается в области современного зарубежного театроведения в работах Ханса-
Тиса Лемана, Эрики Фишер-Лихте, Ричарда Шехнера. Такая постановка вопроса объясняет
эстетическую основу новаторских устремлений оперных композиторов.

Ключевые слова: перформанс, ритуал, современный музыкальный театр.


Полный текст:

PDF

Литература


Bayburin A. K. Ritual v traditsionnoy kul'ture. Strukturno-semanticheskiy analiz vostochnoslavyanskikh obryadov [Ritual in Traditional Culture. Structural and Semantic Analysis of East Slavic Rites]. St. Petersburg: Nauka, 1993. 237 p.

Glass F. Sat'yagrakha. Opera v trekh deystviyakh [Philip Glass. Satyagraha. Opera in Three Acts]. Ed. by E. Mel'nikova. Yekaterinburg: Yekaterinburg Academic Opera and Ballet Theater, 2014. 60 p.

Leman Kh.-T. Postdramaticheskiy teatr [Lehmann H.-T. Postdramatisches Theater]. Moscow: ABCdesign, 2013. 311 p.

Losev A. F. Antichnaya mifologiya v ee istoricheskom razvitii [Ancient Mythology in its Historical Evolution]. Moscow: State Educational-Pedagogical Publishing House of the Ministry of Enlightenment, 1957. 617 p.

Mokshantsev L. V. Kartina mira v epokhu postmoderna [The Picture of the World in the Postmodern Era]. Gumanitarnyy vestnik [Humanitarian Gazette]. 2014. Vol. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kartina-mira-v-epohu-postmoderna (10.05.2020).

Toporov V. N. Drevnebalkanskaya neoliticheskaya tsivilizatsiya (DBN): obshchiy vzglyad [The Ancient Balkan Neolithic Civilization: A General View]. Balkany v kontekste Sredizemnomor'ya. Problemy rekonstruktsii yazyka i kul'tury [The Balkans in the Context of the Mediterranean Sea. Issues of Reconstruction of Language and Culture]. Ed. by K. K. Bogatyrev. Moscow: Institute of Slavic Studies of the USSR Academy of Sciences, 1986, pp. 12–15.

Trubochkin D. V. Antichnost' i «aktual'nost'» (Ob urokakh drevnosti i likhoradke novizny) [Antiquity and “Topicality” (About the Lessons of Antiquity and the Fever of Novelty)]. Voprosy teatra [Issues of the Theatre]. 2011. No. 1–2, pp. 6–31.

Fisher-Likhte E. Estetika performativnosti [Fischer-Lichte E. The Aesthetics of Performativity]. Translated from the German by N. Kandinskaya. Ed. by D. Trubochkin. Moscow: Play & Play: Kanon+, 2015. 375 р.

Fischer-Lichte E. Dionysus Resurrected: Performances of Euripides’ The Bacchae in a Globalizing World. New York: A John Wiley & Sons, 2014. 238 p.

Kazanjian D. America’s Opera. Arts Review. Vol. 5, No. 1. 1988, pp. 61–64.

Schechner R. Performance Theory. London and New York: Taylor & Francis, 2004. 407 p.

Turner V. From Ritual to Theatre: The Human Seriousness of Play. New York: PAJ Publications, 1982. 127 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.077-087

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.