Комплексная модель семантического пространства музыки: структура и свойства

Irina B. Gorbunova, Mikhail S. Zalivadny

Аннотация


В статье рассматривается комплексная модель семантического пространства
музыки, сформировавшаяся в науке о музыке во второй половине ХХ века в результате
обобщения теоретических разработок, связанных с изучением фундаментальных
категорий музыкального пространства и времени. На основе ряда системологических
исследований, опирающихся на применение аппарата современной математики, авторами
статьи рассматриваются существенные элементы, характеризующие структурную основу
модели, единство её составляющих и открытый характер всей модели как системы,
включая функциональные зависимости между составляющими модели, наличие элементов
неопределённости в её строении и конкретно-образном содержании, а также отражение
временны́х параметров музыки на основе процессов симультанирования, происходящих
в музыкальном восприятии. Авторами статьи подробно рассматриваются такие элементы
структуры комплексной модели семантического пространства музыки, как ассоциация
измерений пространства, функциональные зависимости между ассоциациями измерений,
вариативность структуры измерений и их ассоциаций, музыкально-компьютерные
технологии как инструмент исследования семантического пространства музыки.
В качестве важнейших направлений применения данного аппарата с участием музыкально-
компьютерных технологий отмечаются: моделирование закономерностей музыкально-
творческого процесса, систематизация музыкальных традиций народов России и мира,
исследование синестетических закономерностей музыки, комплексное изучение музыкально-
исторического процесса и его составляющих, проблематика выхода конкретных результатов
музыки в другие области знаний и в практическую деятельность.

Ключевые слова: музыка и математика, музыкально-компьютерные технологии,
музыкальное образование, семантическое пространство музыки, синестезия, синтез
искусств, теория музыки.


Полный текст:

PDF

Литература


Alieva I. G., Gorbunova I. B. O proekte sozdaniya intellektual'noy sistemy po katalogizatsii i analizu muzyki narodov mira [About the Project of Creating an Intellectual System for Cataloging and Analyzing the Music of the Peoples of the World]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, History, Culture]. 2016. No. 9, pp. 105–108.

Alieva I. G., Gorbunova I. B., Mezentseva S. V. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii kak instrument translyatsii i sokhraneniya muzykal'nogo fol'klora (na primere Dal'nego Vostoka Rossii) [Musical Computer Technologies as an Instrument of Transmission and Preservation of Musical Folklore (by the Example of the Russian Far East)]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 140–149. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.140-149.

Zaytsev V. F. Matematicheskie modeli v tochnykh i gumanitarnykh naukakh [Mathematical Models in Exact Sciences and Humanitarian Disciplines]. St. Petersburg: Knizhnyy dom, 2006. 111 p.

Zalivadnyy M. S. Muzykal'nye mnozhestva variativnoy struktury: istoricheskie obobshcheniya i vozmozhnosti primeneniya [Musical Sets of Variable Structures: Historical Generalizations and Possibilities of Application]. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie – 2018: materialy XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Contemporary Music Education – 2018: Materials of the 17th International Scholarly-Practical Conference]. Herzen State Pedagogical University of Russia. St. Petersburg, 2019, pp. 151–155.

Ignat'ev M. B., Makin A. I. Lingvo-kombinatornoe modelirovanie muzyki [Lingual- Combinatorial Modeling of Music]. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie – 2018: materialy XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Contemporary Music Education – 2018: Materials of the 17th International Scholarly-Practical Conference]. Herzen State Pedagogical University of Russia. St. Petersburg, 2019, pp. 121–139.

Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki: sb. st. [A Complex Model of the Semantic Space of Music: Compilation of Articles]. Compilation by I. B. Gorbunova, M. S. Zalivadny, I. O. Tovpich. St. Petersburg: Publishing House of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2016. 183 p.

Lukach D. Svoeobrazie esteticheskogo. T. 1–4 [Originality of the Aesthetic Element. Vol. 1–4]. Moscow: Progress, 1985–1987. Vol. 1. 336 p.; Vol. 2. 468 p.; Vol. 3. 304 p.; Vol. 4. 574 p.

Gorbunova I. B. The Integrative Model for the Semantic Space of Music and a Contemporary Musical Educational Process: The Scientific and Creative Heritage of Mikhail Borisovich Ignatyev. Laplage em Revista. 2020. Vol. 6, pp. 2–13.

Gorbunovа I. B., Zalivadny M. S. Leonhard Еuler’s Theory of Music: Its Present-Day Significance and Influence on Certain Fields of Musical Thought. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 3, pp. 104–111. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.3.104-111.

Gorbunova I. B., Zalivadny M. S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 4. С. 55–64. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.055-064.

Jiránek J. Houslový koncert Albana Berga. Hudební věda. 1977. Č. 1. S. 3–50.

Kurth E. Musikpsychologie. Berlin: Max Hesse, 1931. 323 S.

Schoenberg A. Harmonielehre. Leipzig: Edition Peters, 1977. 504 S.

Stockhausen K. Kompositionskurs ueber Sirius. Kürten, 2000. 121 S.

Xenakis I. Musiques formelles. La Revue musicale. No. 253/254. Paris: Fayard/Sacem, 1981. 212 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.020-032

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.