Оперная критика в России начала XXI века: конструируя «несоветское»

Lyubov A. Kupets

Аннотация


Оперная критика в постсоветской России имеет почти 30-летнюю историю, которая
может быть представлена хронологически тремя периодами. Наиболее ярким и значимым
видится первый, охватывающий 1990-е – начало 2000-х годов. На протяжении этого периода
одновременно существует два типа музыкальной критики: отраслевая и универсальная.
Последняя, созданная П. Поспеловым и его коллегами и представленная в новых российских
деловых изданиях (например, в газете «Коммерсантъ-Daily»), становится ведущей
в последующее время. Этот тип музыкальной газетной журналистики напрямую
ориентирован на новую оперную публику, российскую интеллектуальную элиту – так
называемых «русских европейцев», судя по образованию, взглядам, интересам. Для
Новой русской музыкальной критики (как её называют О. Манулкина и П. Гершензон)
нормативными становятся ряд особенностей: эпатажность стилистики и заголовков,
демифологизация композиторских персон и произведений, использование в рассказах
о музыке форм и сравнений, связанных с массовыми жанрами, ироничный подтекст.
Дискурс «музыка и политика» стал ведущим в оперных рецепциях этого времени.
В рецензиях на постановки произведений советского времени (и не только) часто
упоминаются главные элементы советского массового искусства – советские песни и
фильмы, символы тоталитарной культуры – скульптура и идеологические материалы.
В стилистике и заголовках эксплуатируются многочисленные советизмы, которые хорошо
знакомы и узнаваемы читателями. Недавнее «советское» в оперных рецепциях атомизируется,
причудливо синтезируясь с советской массовой культурой и модными тенденциями в стране
– культом западного кинематографа и влиянием российских телепрограмм. Именно такая
реконструкция «советского» в оперной критике рубежа веков формировала музыкальное
мышление и идеалы поколения миллениалов.

Ключевые слова: опера, Новая русская музыкальная критика, Пётр Поспелов, рецепции,
культурный ресаклинг, советская культура.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


[Abstract]. Novaya russkaya muzykal'naya kritika. 1993–2003. V 3 t. T. 1. Opera: sb. st. [New Russian Music Criticism. 1993–2003. In 3 Volumes. Volume 1. Opera: Collection of Articles]. Author-compiler O. Manulkina, P. Gershenzon. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015, p. 4.

Desyatnikov L. Apologiya tolstopuzogo nasmeshnika [The Apology of the Pot-Bellied Mocker]. Novaya russkaya muzykal'naya kritika. 1993–2003. V 3 t. T. 1. Opera: sb. st. [New Russian Music Criticism. 1993–2003. In 3 Volumes. Volume 1. Opera: Collection of Articles]. Author-compiler O. Manulkina, P. Gershenzon. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015, pp. 7–9.

Кupets L. A. Istoriya angliyskoy muzyki dlya postsovestkoy publiki: avtorskaya televersiya A. Vargaftika v nachale XXI veka [History of English Music for the Post-Soviet Public: Television Version of A. Vargaftik at the Beginning of the 21st Century]. Music Journal of Northern Europe. 2020. No. 1, pp. 1–10. URL: http://muznord.ru/images/issue/21/21_Kupets.pdf (25.05.2020).

Kupets L. A. Muzykal'naya kartina mira v khudozhestvennom protsesse: issledovatel'skie ocherki [The Musical World Vision in the Artistic Process. Research Essays]. Petrozavodsk Univ. Press, 2014. 319 p.

Manulkina O. Recenziya na kontsert v obshchepoliticheskikh SMI [Review of the Concert in General Political Media]. Zhurnalistika i muzyka: sb. materialov seminara “Professional'noe osveshchenie muzykal'noy kul'tury v SMI. Teoriya i praktika” [Journalism and Music: Collected Articles of the Seminar “Professional Coverage of Musical Culture in the Media. Theory and Practice”]. Petrozavodsk: Verso, 2005, pp. 19–24.

Mokienko V. M., Nikitina T. G. Tolkovyy slovar' yazyka Sovdepii [Explanatory Dictionary of the Language of Sovdepia]. St. Petersburg: Folio Press. 1998. 704 p.

Muzykal'naya kritika: stat'i ob akademicheskoy muzyke i balete [Music Criticism: Articles on Academic Music and Ballet]. URL: http://musiccritics.ru/ (25.05.2020).

Novaya russkaya muzykal'naya kritika. 1993–2003. V 3 t. T. 1. Opera: sb. st. [New Russian Music Criticism. 1993–2003. In 3 Volumes. Volume 1. Opera: Collection of Articles]. Author-compiler O. Manulkina, P. Gershenzon. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015, 575 p.

Segelman M. Sbornik statey izbrannykh. Novaya russkaya muzykal'naya kritika 1993–2003 [Collection of Articles by the Chosen. New Russian Musical Criticism. 1993–2003]. Muzykal'noe obozrenie [Musical Review]. 2017. No. 8–9 (415–416). URL: https://muzobozrenie.ru/sbornik-statej-izbranny-h/ (25.05.2020).

Dika V. Recycled Culture in Contemporary Art and Film. The Use of Nostalgia. Cambridge Univ. Press, 2003. 254 р.

Kupets L. Opera Criticism in the Early 21st Century: The Russian Version. Opera in Musical Theater: History and Present Time. Abstracts Book of the International Academic Conference, November 11–15, 2019. Ed. by I. Susidko, N. Pilipenko; Gnesins’ Russian Academy of Music. Moscow: Gnesins’ Russian Academy of Music, 2019, pp. 94–95. URL: https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/tezisy_Opernaya_konferenciya.pdf (25.05.2020).

Recycling Culture(s). In S. Martin (ed.). Cambridge Scholars Publishing, 2008. 214 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.3.114-127

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.