Музыкальный экфрасис и перспективы интермедиального исследования

Tatiana V. Tsaregradskaya

Аннотация


На волне процесса расширения аналитических подходов в современной искусствоведческой аналитике музыковеды всё чаще обращаются к понятию «интермедиальности». Отделившись от понятия «интертекстуальность» (Оге Ханзен-Леве, Иван Ильин), «интермедиальность» постепенно вошла в число тех искусствоведческих инструментов, которые позволяют анализировать сочетание разных «медиа» в одном тексте. Частным случаем интермедиальности оказывается «музыкальный экфрасис», разработанный в трудах Зиглинд Брюн. Через последовательность действий, предложенную Брюн, осуществляется возможность систематизировать отношения разных медиа в пространстве одного текста на примере скрипичного произведения финского композитора Кайи Саариахо «Фризы». Авторское пояснение раскрывает ассоциативный механизм двухэтапного взаимодействия: от скрипичной Чаконы Иоганна Себастьяна Баха (исходная точка) – к «Фризам» Одилона Редона и гравюрам Маурица Эшера и далее к жанрам эпохи барокко («карильон, граунд, пассакалья и чакона», по словам композитора). Ключевым оказывается понятие «фриза» как живописного произведения, обладающего способностью разворачиваться во времени. «Фриз» как концепция (а не конкретное произведение) оказывается «зонтичным термином» («umbrella term») для разных типов развёртывания, устанавливая между ними множественность воплощений в рамках единства концепции.

Ключевые слова: анализ, интермедиальность, музыкальный экфрасис, Саариахо, фриз.


Полный текст:

PDF

Литература


Il'in I. P. Nekotorye kontseptsii iskusstva postmodernizma v sovremennykh zarubezhnykh issledovaniyakh [Some Conceptions of Postmodern Art in the Contemporary Research Works Outside of Russia]. Moscow: INTRADA, 1998. 255 p.

Khofshtadter D. Gyodel', Esher, Bakh: eta beskonechnaya girlyanda [Hofstadter D. Gödel, Escher, Bach: This Endless Guirland]. Samara: Bakhrakh-M, 2001. 752 p.

Eko U. Skazat' pochti to zhe samoe: opyty o perevode [Eco U. To Say Almost the Same: Essays About Translation]. St. Petersburg: Symposium, 2006. 568 p.

Bruhn Z. Musical Ekphrasis: Composers Responding to Poetry and Painting. NY.: Pendragon Press, 2000. 667 p.

Hansen-Löve A. A. Intermedialität und Intertextualität: Probleme der Korrelation von Wort-und Bildkunst. Dialog der Texte. Wiener Slawistischer Almanach. 1983. Sonderband 11, pp. 291–360.

Koslovski J. Tristan and the Act of Music Analysis: Conflicts, Limits, Potentialities. IXe congrès européen d’Analyse musicale. Strasbourg, 2017, p. 333. URL: http://euromac2017.unistra.fr/wp-content/uploads/2017/06/Euromac-2017-Programme-Book.pdf (18.08.2020).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.3.007-016

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.