Певческая интонация и физическое действие оперного артиста: междисциплинарный анализ

Elena N. Yarkova

Аннотация


С междисциплинарных позиций в статье исследуется взаимосвязь певческой интонации
с физическим действием и телесно-физическими задачами оперного исполнителя в роли
и партии. В русле системной теории творчества актёра и метода физических действий
К. С. Станиславского рассматривается единство сценического действия и восприятия
певца. Указывается на осознание практиками и теоретиками сценических искусств ХХ века
«материальных» характеристик артистического голоса и «физических» значений интонации,
наследуемых современной режиссурой в работе с актёрами. Определяется, что значительный
прогресс в понимании искусства интонирования в театре ХХ века совершают актёр и
режиссёр А. Арто. Автор статьи обращается к выдающемуся исследованию о музыкальном
интонировании Б. В. Асафьева, который вплотную подошёл к теории музыкального
восприятия, невозможного без таких «физических» элементов творчества, как «ощущения»
исполнителя, возникающие в процессе проживания воображаемой реальности, «мышления
музыкой», «действия пением». В статье представлены некоторые режиссёрские приёмы и
способы формирования интонации, определение «фактуры» голоса как «телесных вибраций
духа» роли и партии. Автором подчёркивается, что научное исследование проблемы певческой
интонации возможно только с точки зрения системной теории, где самоорганизация сложных
живых систем получает современный естественнонаучный и гуманитарный анализ.

Ключевые слова: междисциплинарный анализ, певческая интонация, сценическое
восприятие, интонация актёра, физическое действие актёра, система К. С. Станиславского.


Полный текст:

PDF

Литература


Aktyorskoe masterstvo. Amerikanskaya shkola [Acting Skills. The American School]. Edited by Arthur Bartowe; Translated from English by M. Desyatov. Moscow: Al'pina non-fikshn, 2013. 406 p.

Arto A. Teatr i ego dvoynik. Teatr Serafima [Artaud A. The Theatre and its Double. Seraphim Theatre]. Compilation and introductory article by V. I. Maksimov. Moscow: Martis, 1993. 192 p.

Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.

B. A. Pokrovskiy stavit sovetskuyu operu [B. A. Pokrovsky Presents the Soviet Opera]. Introductory article, compiled and edited by M. A. Churova. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1989. 237 p.

Besedy K. S. Stanislavskogo: v 2 t. [Conversations of K. S. Stanislavsky: In 2 Vol.]. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1990. Vol. 1. 79 p.; Vol. 2. 112 p.

Kristi G. Rabota Stanislavskogo v opernom teatre [Stanislavsky’s Work in the Opera House]. Moscow: Iskusstvo, 1952. 283 p.

Maslennikov A. A. Moy uchitel' (O B. Pokrovskom) [My Teacher (About Boris Pokrovsky)]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1976. No. 5, pp. 32–81.

Pereverzev N. K. Ispolnitel'skaya intonatsiya [Performing Intonation]. Moscow: Muzyka, 1989. 208 p.

Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz khaosa. Novy dialog cheloveka s prirodoy [Order out of Chaos. A New Dialogue of Man with Nature]. Moscow: Progress, 2003. 312 p.

Silant'eva I. «Grim dushi», ili Tayna perevoploshcheniya Fyodora Shalyapina [“The Face- Paint of the Soul,” or, The Mystery of Reincarnation of Fyodor Chaliapin]. Nauka i religiya [Science and Religion]. 1993. No. 5, pp. 4‒8.

Yаrkova E. N. Vremya-prostranstvo aktyora [The Time-Space of the Actor]. Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya «Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'». Iskusstvovedenie [Omsk Scholarly Journal. Series “Society. History. Modernity.” Art History]. 2015. No. 2 (136), pp. 257‒260.

Yаrkova E. N. Metod i «sistema» K. K. Stanislavskogo ili mezhdistsiplinarnyy analiz tvorchestva aktyora [K. S. Stanislavsky’s Method and “System,” or, Interdisciplinary Analysis of the Actor’s Theatrical Work]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal [World of Scholarship, Culture, Education: International Scholarly Journal]. 2011. No. 3 (28), pp. 269‒272.

Yаrkova E. N. Metod i «sistema» K. S. Stanislavskogo o vospriyatii kak fizicheskom deystvii aktyora [K. S. Stanislavsky’s Method and “System” about Perception as the Actor’s Physical Action]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal [World of Scholarship, Culture, Education: International Scholarly Journal]. 2011. No. 1 (26), pp. 48‒50.

Yаrkova E. N. Telesnaya praktika v tvorchestve aktyora [Body Practice in the Actor’s Work]. Epistemologiya kreativnosti: sbornik nauchnykh statey [Epistemology of Creativity: A Compilation of Scholarly Articles]. Moscow, 2013, pp. 402‒447.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.176-185

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.