Концертность и симфонизм в Скерцо из Девятой симфонии Густава Малера

Vadim Rakochi

Аннотация


Статья посвящена анализу концертности в Скерцо из Девятой симфонии Густава Малера
и взаимодействию концертности и симфонизма в рамках малеровской концепции оркестра
– опоре на солирование и камерные объединения инструментов («ансамбли-в-оркестре»).
Оркестровка (наряду с гармоническим и темповым дифференцированием) стала в Скерцо
важнейшим средством оппозиции лендлера и вальса. Для первого характерны солисты-
персонажи и ансамбли-в-оркестре. Постоянные смены их составов воплощают сценичность
действия, помогают преодолевать статику повторов в мелодии. Вальс, трактуемый как
экстатическое эмоциональное состояние, презентует некое обобщённое видение мира.
Отсюда – опора на групповое звучание струнных инструментов и tutti. Но ансамбли-
в-оркестре, появляясь в чётко детерминированных местах, продолжают выполнять важные
функции: в начале первого эпизода вальса они по-концертному эффектно подчёркивают
фактурный и тембровый контраст, а в конце вальсовых эпизодов наделены драматургической
функцией – прерывают безумие вальса.
Неожиданным становится разрешение конфликта. Кажется, что лендлер одерживает
верх: обрывки знакомых интонаций презентуют многочисленные солисты. Но на самом
деле, на смену богато оркестрованному танцу, сбалансированным ансамблям и горделивой
мелодии пришла лишь пустота. Симфонически глубоко переосмыслив лендлер и вальс в
процессе развития, и опираясь на концертность как совершенный метод экспонирования
борьбы (от латинского, а не итальянского глагола concertare), Малер достигает предельной
степени противопоставления, приведшей к самоуничтожению обоих начал.

Ключевые слова: Густав Малер, оркестровка, Девятая симфония Малера, концертность,
симфонизм, Скерцо.


Полный текст:

PDF

Литература


Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1975. 494 p.

Blagodatov G. G. Istoriya simfonicheskogo orkestra [The History of the Symphony Orchestra]. Leningrad: Muzyka, 1969. 311 p.

Tarakanov M. E. Simfoniya i instrumental'nyy kontsert v russkoy sovetskoy muzyke (60–70-e gody). Puti razvitiya [The Symphony and the Instrumental Concerto in Russian Soviet Music (the 1960s and 1970s). Paths of Development]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1988. 271 p.

Khokhlov Yu. N. Sovetskiy skripichnyy kontsert [The Soviet Violin Concerto]. Moscow: Muzgiz, 1956. 231 p.

Adorno T. Mahler: A Musical Physiognomy. Chicago, Il.: University of Chicago Press, 1992. 178 p.

Barham J. ‘Made in Germany’: Mahler, Identity and Musicological Imperialism. Alfred Mathis-Rozensweig. Gustav Mahler: New Insights into his Life, Times and Work. Perspectives on Gustav Mahler. Translation, annotation and commentary by Jeremy Braham. London & New York: Routledge, 2016, pp. 9–24.

Draughon F. Dance of Decadence: Class, Gender, and Modernity in the Scherzo of Mahler’s Ninth Symphony. The Journal of Musicology. 2003. Vol. 20, No. 3, pp. 388–413.

Davison P. Mahler towards the Millenium. Neue Mahleriana. Esays in Honour of Henry- Louis de la Grange on His Seventieth Birthday. Ed. by Günter Weiẞ. Bern: Peter Lang, 1997, pp. 17–26.

Goubault С. Histoire de l’instrumentation et de l’orchestration. Paris: Minerve, 2017. 479 p.

Hurwitz D. The Mahler Symphonies: An Owner’s Manual. Pompton Plains, New Jersey; Cambridge: Amadeus Press, 2004. 195 p.

Louvier A., Castanet P. A. L’orchestre. Paris: Combre, 1997. 128 p.

Micznik V. Mahler and “The Power of Genre”. The Journal of Musicology. 1994. Vol. 12, No. 2, pp. 117–151.

Péteri L. Whose Farewell? Ligeti’s Horn Trio and Mahler’s Ninth Symphony. Musical Analysis: Historia – Theoria – Praxis. Granat-Janki A. et al. (eds.). Wroclaw: The Karol Lipinski Academy of Music, 2019, pp. 345–355.

Summerfield M. The Earliness of Mahler’s Late Romanticism: The Poetics of the ‘Deceptive Perfect Cadence’ in Ninth Symphony and Das Lied von der Erde. Rethinking Mahler. Ed. by Barham Jeremy. New York: Oxford University Press, 2017, pp. 51–72.

Zychowicz J. Gustav Mahler’s Adagio Movements and His Evolving Symphonic Structures. Symphonism. Nineteenth-Century Europe. Ed. by J. García and R. Sanchez. Vol. XXXV. Turnhout: Brepols, 2019, pp. 67–87.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.075-083

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.