Третий фортепианный концерт П. И. Чайковского и проблема цикличности

Dmitri V. Belyak, Irina P. Susidko

Аннотация


В статье рассматривается одно из последних сочинений Петра Чайковского – Концерт для фортепиано с оркестром № 3, его создание, осмысление и исполнение. На первый план выходят жанровые и, как следствие, циклические проблемы этого произведения, не имеющие однозначной трактовки в современной научной литературе. Находясь также на периферии исполнительской практики, Третий концерт получил репутацию «неудачного сочинения» и на долгое время исчез из репертуара пианистов. Однако обращение к его «симфоническому прототипу» – неоконченной симфонии Es dur, а также её редакция Семёном Богатырёвым и исполнение вновь пробудили интерес к Концерту. Существенно заострилась проблема цикличности этого сочинения: часть исполнителей склоняются к одночастному варианту, другие – к трёхчастному. В этом контексте возникла необходимость проведения анализа авторской жанровой терминологии, обращения к эпистолярному материалу (письмам П. И. и М. И. Чайковских, А. И. Зилоти, С. И. Танеева, М. П. Беляева), имевшему непосредственное отношение к судьбе Третьего концерта. Итогом работы стал вывод о правомерности существования трёхчастной версии в качестве Третьего концерта, тогда как жанровый статус одночастной должен быть пересмотрен.

Ключевые слова: Третий концерт Чайковского, Анданте и финал, концертштюк, неоконченная симфония, Луи Дьемер, позднеромантическое искусство.


Полный текст:

PDF

Литература


Dvoskina E. M. Ballada, fantaziya, poema: literaturnaya metafora ili teoreticheskaya definitsiya [The Ballad, the Fantasy and the Poem: A Literary Metaphor or A Theoretical Definition]. Chaykovskiy i XXI vek: dialogi vo vremeni i prostranstve: materialy mezhdunar. nauch. konf. [Tchaikovsky and the 21st Century: Dialogues in Time and Space: Materials of the International Scholarly Conference]. St. Petersburg: Kompozitor, 2017, pp. 155–167.

Siloti A. I. 1863–1945: Vospominaniya i pis'ma [1863–1945: Memories and Letters]. Leningrad: Muzgiz, 1963. 467 p.

Klimov P. A. Neokonchennaya simfoniya Chaykovskogo – istoriya i sovremennost' [Tchaikovsky’s Unfinished Symphony – History and Modernity]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Essays of Russian Gnesins’ Academy of Music]. 2020. No.1, pp. 5–20.

Komarov A. V. Vosstanovlenie proizvedeniy P. I. Chaykovskogo v istorii russkoy muzykal'noy tekstologii: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Restoration of Musical Compositions of P. I. Tchaikovsky in the History of Russian Musical Textology: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2006. 37 p.

Komarov A. V. Fortepiannye perelozheniya Chaykovskim sobstvennykh proizvedeniy: problemy teksta [Tchaikovsky’s Piano Arrangements of His Own Works: Issues of the Musical Text]. Chaykovskiy i XXI vek: dialogi vo vremeni i prostranstve: materialy mezhdunarodnoy nauch. konf. [Tchaikovsky and the 21st Century: Dialogues in Time and Space: Proceedings of the International Scholarly. Conferences]. Ed. by A.V. Komarov. St. Petersburg, 2017, pp. 77–85.

Petr Il'ich Chaykovskiy. Akademicheskoe polnoe sobranie sochineniy: prospekt [Piotr Ilyich Tchaikovsky. Academic Edition of Complete Works: Prospect]. Scholarly and Editorial Board project: V. I. Fedoseev, M. V. Pletnev, A. I. Rudin, P. E. Weidman, D. R. Petrov, T. Z. Skvirskaya. Chelyabinsk: MPI, 2014. 16 p.

Chaykovskiy M. I. Zhizn' P. I. Chaykovskogo: v 3 t. [Tchaikovsky M. I. The Life of P. I. Tchaikovsky: In 3 Volumes]. Vol. 3. Moscow: Algoritm, 1997. 618 p.

Chaykovskiy P. I. Muzykal'nye esse i stat'i [Tchaikovsky P. I. Musical Essays and Articles]. Moscow: E, 2015. 448 p.

Chaykovskiy P. I. Perepiska s P. I. Yurgensonom. T. 2. 1884–1893 [Tchaikovsky P. I. Correspondence with P. I. Jurgenson. Vol. 2. 1884–1893]. Ed. by M. A. Grinberg. Moscow: Muzgiz, 1952. 343 p.

Chaykovskiy P. I. Sochineniya dlya fortepiano s orkestrom: partitura [Tchaikovsky P. I. Compositions for Piano and Orchestra: Score]. Ed. by B. V. Asaf'ev. Moscow: Muzgiz, 1954. 256 p.

Chaykovskiy P. I. Poln. sobr. soch. T. 62. Sochineniya zakonchennye S. I. Taneevym [Tchaikovsky P. I. Complete Works Edition. Vol. 62. Works Completed by Sergei Taneyev]. Ed. by B.V. Asaf'ev. Moscow: Muzgiz, 1948. 306 p.

Braun L. «Diémer m’a offert son concours». Čajkovskij und seine Interpreten in Frankreich. Russische Musik in Westeuropa bis 1917. Ideen – Funktionen – Transfers. Munich, 2018, pp. 267–284.

Braun L. Intertextualität in der Musik. Čajkovskijs französische Musikzitate. Dialogizität – Intertextualität – Ambiguität. Ehrensymposium für Reinhard Lauer zum 80. Geburtstag. Wiesbaden: Harrassowitz, 2017, pp. 57–59.

Brown D. Tchaikovsky: The Man and his Music. London: Faber a. Faber, 2007. 460 p.

Büttemeyer W. Zur Instrumentierung der Orchesterwerke Čajkovskijs. Tschaikowsky- Gesellschaft Mitteilungen. 2016. 23, S. 19–38. URL: http://www.tschaikowsky-gesellschaft.de/ index_htm_files/019-038%20Mitt%202016%20Buettemeyer.pdf (27.04.2020).

Groote I. M. Blicke über die Grenzen. Tschaikowsky in Europa. Kontrapunkte. Lübeck: Brahms-Institut an der Musikhochschule Lübeck, 2016, S. 30–36.

Konzertstück [Conzertstück]. Grove Music Online. URL: https://www.oxfordmusiconline. com/grovemusic/view/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e- 0000015355?rskey=HTVgY2&result=1 (27.04.2020).

Norris J. The Russian Piano Concerto. Vol. 1. The Nineteenth Century. Bloomington, Indianapolis: Indiana univ. press, 1994. 228 p.

Suchet J. Tchaikovsky. The Man Revealed. New York: Pegasus Books, 2019. 275 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.065-074

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.