Музыкальная цитата как смыслообразующий фактор в кинотекстах XX–XXI веков (на примере Рапсодии op. 79 № 2 И. Брамса)
Аннотация
Исследование посвящено цитированию музыки Рапсодии op. 79 № 2 немецкого
композитора-романтика И. Брамса в трёх кинофильмах: «Песнь Любви» (1947), «Призрак
свободы» (1974), «Моё сердце биться перестало» (2005). Эти фильмы сняты выдающимися
режиссёрами К. Брауном, Л. Бунюэлем и Ж. Одиаром, относятся к жанрам биографии,
комедии абсурда и драмы. В статье ставится цель выявить смыслы, возникающие при
взаимодействии музыкальной цитаты с кинотекстами фильмов. Анализ трёх кинофильмов
доказывает, что музыка рапсодии И. Брамса, помещённая в различные по жанру, стилю
и времени создания кинотексты, сообщает единое поле смыслов, образов и эмоций,
в одном из примеров выводит кинотекст на символический уровень. В некоторых
примерах наблюдается синтез музыкальной цитаты с видеорядом, в других примерах,
наоборот, музыкальная цитата вступает в звукозрительные и смысловые контрапункты
с кинотекстами. Также музыкальная цитата создаёт интертекстуальные диалоги между
источником цитирования и кинотекстами, подчёркивает смену экранных хронотопов,
отражает чувства и мысли героев, усиливает эмоциональное восприятие реципиентом
событий в кадре, фокусирует внимание реципиента на кульминационных разделах
фильмов, влияет на композиционное строение кинофильмов.
Ключевые слова: Иоганнес Брамс, кинотекст, музыкальная цитата, смысл, кинематограф,
интертекстуальность в кино, киномузыка, Луис Бунюэль, Жак Одиар, Кларенс Браун.
Полный текст:
PDFЛитература
Levin E. Selestial'nye bliznetsy u istokov muzyki i kino [The Celestial Twins at the Source of Music and Cinema]. Filosofskaya shkola [Philosophical School]. 2018. No. 4, pp. 51–58. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10414.
Lotman Yu. Semiotika kino i problemy kinoestetiki [The Semiotics of Cinema and Issues of Cinematic Aesthetics]. Tallinn: Eesti Raamat, 1973. 135 p.
Poznin V. Khudozhestvennoe prostranstvo i vremya v ekrannom khronotope [Artistic Space and Time in the Chronotope of the Screen]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Bulletin of the St. Petersburg University. Art Studies]. 2019. Vol. 9, No. 1, pp. 93–109.
Sokovikov S. Prostranstvo kinomuzyki i kinomuzyka v kul'turnom prostranstve: populyarnaya kul'tura kak kontekst [The Space of Film Music and Film Music in the Cultural Space: Popular Culture as a Context]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and the Arts]. 2015. No. 4 (44), pp. 36–43.
Yampol'sky M. Pamyati Tiresiya. Intertekstual'nost' i kinematograf [In Memory of Tiresias. Intertextuality and Film]. Moscow: Kul'tura, 1993. 446 p.
Gupta R., Bajaj B. Emotional Intelligence: Exploring the Road beyond Personality and Cognitive Intelligence. Pertanika J. Soc. Sci. & Hum. 2018. 26, No. 3, pp. 1227–1239. URL: http://www.pertanika.upm.edu.my/ (10.04.2020).
Higham C. Kate: The Life of Katharine Hepburn. New York City: W.W. Norton, 2004. 251 p.
Palmer J. Johannes Brahms Rhapsody for Piano in B minor, Op. 79/1. URL: https://www.allmusic.com/composition/rhapsody-for-piano-in-b-minor-op-79-1-mc0002488343 (10.04.2020).
Perlovsky L. Music, Passion, and Cognitive Function. 1st Edition. Academic Press Published Date, 2017. 202 p.
Tizón Díaz M. Enculturación, música y emociones. Revista Electrónica Complutense de Investigación y Educación Musical. 2017. No. 14, pp. 187–211. DOI: https://doi.org/10.5209/RECIEM.52430.
Young G. Clarence Brown: Hollywood’s Forgotten Master (Screen Classics). University Press of Kentucky, 2018. 448 p.
Zylberman L. Remember de Atom Egoyan. Vicios y virtudes de los sistemas de memoria. Digithum. 2017. No. 20, pp. 1–11.
DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.045-054
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.