Действо «Взятие Зимнего дворца» на празднование годовщины Октябрьской революции в истории становления перформативного искусства
Аннотация
Статья посвящена проблеме становления перформативного искусства в контексте
развития зрелищных форм советских государственных праздников. Рассматривая время
и пространство официальных торжеств, автор прослеживает процесс конструирования
текстов символических картин, повествующих о наступлении «счастливой жизни» новой
социалистической эры в истории человечества. Театральные зрелища, воспроизводящие
ключевые события советской истории, как значимая составляющая массовых праздников,
исследуются автором в динамике процесса становления новых форм культуры, проходящего
на протяжении всего выделенного этапа исследования.
Во множестве массовых зрелищ 1920 года наиболее масштабным являлось грандиозное
«Взятие Зимнего дворца», воспроизводящее события октября 1917 года в реальном времени
и пространстве, сопровождавшееся исполнением пролетарского гимна, революционных
песен, маршей и оружейными выстрелами. Эта сконструированная квази-военная атмосфера
объединяла звуковое пространство праздника, выделяя его из повседневного пространства/
времени. Применение перформативных средств создало условия для восприятия
развёртываемого действа как реального исторического события. Такими способами
создавался сакральный хронотоп советского праздника: традиционное пространство/время
праздника получило инновационную трактовку через внедрение новых, значимых для
становления государства символов.
Ключевые слова: советский театр, массовые зрелища, перформативное искусство.
Полный текст:
PDFЛитература
Bobrinskaya E. A. Burya ravnodenstviy [A Storm of Equinoxes]. Khudozhestvennyy zhurnal [Art Magazine]. 1998. No. 21. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/70/article/1497 (06.04.2020).
Vanchenko T. P. Tekst prazdnika kak ob'ekt ponimaniya [The Text of th Holiday as an Object of Understanding]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and the Arts]. 2008, No. 3, pp. 22–25.
Dekret o pamyatnikakh Respubliki. 12 aprelya 1918 g. [Decree on Monuments of the Republic. April 12, 1918]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-04-12.htm (06.04.2020).
Dzhurova T. S. «Vzyatie Zimnego dvortsa»: rekonstruktsiya ili teatralizatsiya deystvitel'nosti? [“The Storming of the Winter Palace”: Reconstruction or Theatricalization of Reality?]. Nikolay Evreinov: k 130-letiyu so dnya rozhdeniya: materialy nauch. konf. 16 fevr. 2009 g. [Nikolai Evevinov: Towards the 130th Anniversary of His Birth: Materials of the Scholarly Conference. February 16, 2009]. Ed. by T. S. Dzhurova. Russian Institute for the History of the Arts. St. Petersburg, 2012, pp. 40–49.
Zhmodikov Yu. P., Kononenko E. A. Peterburgskie parady. Prazdniki i tseremonii s uchastiem voysk v XVIII – nachale XX veka [St. Petersburg Parades. Holidays and Ceremonies with the Participation of Military Forces from the 18th to the Early 20th Century]. St. Petersburg: St. Petersburg Administration of the Committee of Culture, State Museum of the History of St. Petersburg, 2003. 20 p.
Zapiski Ivana Afanas'evicha Zhelyabuzhskogo [Notes by Ivan Afanasievich Zhelyabuzhsky]. Rossiya pri tsarevne Sof'e i Petre I: Zapiski russkikh lyudey [Russia under Tsarevna Sofya and Tsar Peter I: Notes of the Russian People]. Moscow: Sovremennik, 1990. URL: http://www.bibliotekar.ru/polk-15/4.htm (06.04.2020).
Zolotukhin V. V., Liderman Yu. G., Sklez V. M. Sotsiokul'turnoe modelirovanie novykh soobshchestv v teatre XX–XXI vv. [Sociocultural Modeling of New Communities in 19th and 20th Century Theater]. Moscow, 2018. URL: https://clck.ru/NgU9N (10.04.2020).
Leman Kh. T. Postdramaticheskiy teatr [Post-Dramatic Theater]. Moscow: ABCdesign, 2013. 312 p.
Lotman Yu. M. Pamyat' v kul'turologicheskom osveshchenii [Memory in Culturological Illumination]. URL: http://www.philology.ru/literature1/lotman-92f.htm (10.04.2020).
Maksimov V. I. «Vzyatie Zimnego dvortsa» kak misterial'noe deystvo [“The Storming of the Winter Palace” as a Mystical Action]. Nikolay Evreinov: k 130-letiyu so dnya rozhdeniya: materialy nauch. konf. 16 fevr. 2009 g. [Nikolai Evevinov: Towards the 130th Anniversary of His Birth: Materials of the Scholarly Conference, February 16, 2009]. Ed. by T. S. Dzhurova. Russian Institute for the History of the Arts. St. Petersburg, 2012, pp. 33–40.
Osminkin R. S. Kollektivnye performansy: ot partitsipatsii k proizvodstvu sotsial'noy zhizni [Collective Performances: From Participation to the Production of Social Life]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice]. 2016. No. 12 (74), part 3, pp. 121–126.
Osminkin R. S. Kollektivnye formy khudozhestvennogo performansa v Rossii nachala ХХI veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Collective Forms of Artistic Performance in Russia of the Beginning of the 21st Century: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2020. 316 p.
Bishop C. Artificial Hells. Participatory Art and the Politics of Spectatorship. London; New York: Verso, 2012. 383 p.
Fisher-Liсhte E. Theatre, Sacrifice, Ritual. Exploring Forms of Political Theatre. New York: Routledge, 2005. 240 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.037-044
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.