К вопросу об определении роли искусственного интеллекта в музыке

Anna V. Popova, Svetlana S. Gorokhova, Guzel M. Aznagulova, Marianna G. Abramova

Аннотация


В предлагаемой статье ставится проблема оценки участия искусственного интеллекта в создании музыкальных произведений. Используя методику междисциплинарного характера, авторы выдвигают тезис о разграничении «творчества» и «творческого процесса», отделяя, таким образом, результаты деятельности личности композитора от созданного с помощью искусственного интеллекта (слабых нейронных сетей). Авторы подробно останавливаются на процессе создания музыкальных произведений с использованием электронных вычислительных машин и новейших нейронных сетей. На конкретных примерах из истории музыки показано, что современным компьютерам доступны уникальные технологии генерации звука: так, например, NSynth способен синтезировать совершенно новый звук, который является, например, частью флейты и частью ситара одновременно. Можно ли рассматривать эти новейшие цифровые процессы в музыке как творчество? Авторы статьи отстаивают позицию, что на сегодняшний день их можно охарактеризовать лишь как вариант «творческого процесса», что оставляет за личностью композитора право авторства. Поставленные в статье проблемы приобретают особую актуальность в современную эпоху, которая при ускоренном развитии цифровых технологий может вполне перейти в эпоху трансгуманизма, при котором сращивание человека с искусственным интеллектом лишь обострит указанные проблемы.

Ключевые слова: музыка, музыкальная композиция, творчество, гармония, искусство, цифра, искусственный интеллект, нейронная сеть, алгоритм.


Полный текст:

PDF

Литература


Baeva L. V. K voprosu o kreativnosti v neyrosetyakh iskusstvennogo intellekta [Concerning the Question of Creativity in Neural Networks of Artificial Intelligence]. Filosofskie problemy informatsionnykh tekhnologiy kiberprostranstva [Philosophical Issues of Information Technology and Cyberspace]. 2017. No. 1 (13), pp. 62–71. DOI: 10.17726/philIT.2017.1.4.

Barrat Dzh. Poslednee izobretenie chelovechestva: Iskusstvennyy intellekt i konets ery Homo sapiens [Barrat J. Humanity’s Latest Invention: Artificial Intelligence and the End of the Homo Sapiens Era]. Moscow: Al'pina non-fikshn, 2015. 304 p.

Blokh O. A. Muzykal'noe tvorchestvo kak ob"ekt teoreticheskogo analiza [Musical Creativity as an Object of Theoretical Analysis]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015. No. 6 (68), pp. 230–238.

Gudimova S. A. Muzykal'nye kontseptsii antichnogo mira [Musical Concepts of the Ancient World] Kul'turologiya [Culturology]. 2018. No. 3 (86), pp. 100–116.

Gorbunova I. B. Muzykal'nyy komp'yuter: modelirovanie protsessa muzykal'nogo tvorchestva [The Music Computer: Modeling the Process of Musical Creativity]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2017. No. 4 (65), pp. 145–149.

Dekart R. Pravila dlya rukovodstva uma: soch.: v 2 t. [Descartes R. Rules for the Direction of the Mind: Works: In 2 Vol.]. Vol. 1. Moscow: Mysl' Press, 1989, pр. 77–153.

Kudryashev A. F., Elkhova O. I. Protsess tvorchestva v sistemakh s iskusstvennym intellektom [The Process of Creativity in Systems with Artificial Intelligence]. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University]. 2016. Vol. 21, No. 4, pp. 1124–1128.

Losev A. F. Garmoniya (harmonia) v tselom, ili garmoniya kak printsip [Harmony (Harmonia) in General, or Harmony as a Principle]. Istoriya antichnoy estetiki [The History of Ancient Greek Aesthetics]. Vol. 8, Books 1, 2. Moscow: Iskusstvo, 1992, 1994. URL: http://psylib.org.ua/books/lose008/ (15.03.2020).

Rybintseva G. V. Matematicheskaya garmoniya muzykal'nogo klassicizma [The Mathematical Harmony of Musical Classicism]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2017. No. 4 (25), pp. 33–37. DOI 10.24411/2076-4766-2017-40006.

Yamvlikh. O Pifagorovoy zhizni [Iamblichus. About the Life of Pythagoras]. Translation from the Ancient Greek by I. Yu. Melnikova. Moscow: Aleteya, 2002. 192 p. URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/yamvlih-piphagor.htm (15.03.2020).

Bostrom N. Superintelligence. Paths. Dangers. Strategies. Moscow: Mann, Ivanov & Ferber, 2016. 496 p.

Byeong-Yong J., Woon-Haeng H., Jung-Hyun K. and Oh-Wook K. Music Detection from Broadcast Contentsusing Convolutional Neural Networks with a Mel-scale Kernel. EURASIP Journal on Audio, Speech, and Music Processing. 2019. No. 11. URL: https://doi.org/10.1186/s13636-019-0155-y (15.03.2020).

Ebcioglu К. An Expert System for Harmonization of Chorales in the Style of J. S. Bach. New York: State University of New York at Buffalo, 1986. 289 p.

Goldman C.V., Gang D., Rosenschein J. S., Lehmann D. Netneg А Connectionist-Agent Integrated System for Representing Musical Knowledge. Annals of Mathematics and Artificial Intelligence. 1999. Vol. 25. No. 1–2, pp. 69–90.

Gimeno P., Viñals I., Ortega A., Miguel A. and Lleida E. Multiclass Audio Segmentation Based on Recurrent Neural Networks for Broadcast Domain Data. EURASIP Journal on Audio, Speech, and Music Processing. 2020. No. 5. URL: https://doi.org/10.1186/s13636-020-00172-6 (12.03.2020).

Li X., Zhang T. Research on the Application of Artificial Intelligence: From the Point of View of Security, Privacy, and Ethics. IEEE 2nd International Conference on Cloud Computing and Big Data Analysis (ICCCBDA). 2017, pp. 416–420.

Martindale C. The Second Law of the Mo Dynamics is the First Law of Art History. Informational Approach and Art Studies. I. I. Gorlova, V. M. Petrov, Y. N. Rags (eds.). Moscow; Krasnodar: Krasnodar State Academy of Culture, 1995, pp. 44–52.

Piryazeva Elena N. Algorithmic Compositions are a Phenomenon of Electronic Music. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 2, pp. 105–110. DOI: 10.17674/17-0854.2018.4.105-110.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.007-017

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.