Архаические сюжетные мотивы в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта

Olga M. Plotnikova

Аннотация


Одним из трендов современного отечественного музыкознания является изучение
архаических феноменов, транслируемых в процессе исторического развития и сохраняющих
своё значение в современной музыкальной культуре. Статья посвящена исследованию
архаического фундамента художественного текста «Волшебной флейты» Моцарта.
Опираясь на методологические подходы, сложившиеся в изучении архаических культур
в литературоведении и искусствоведении, рассмотрены антропонимы ключевых персонажей
авторской музыкальной сказки и обусловленные ими сюжетные мотивы. Проанализирована
семантика основополагающего мотива брака, в свою очередь, состоящего из ряда других
мотивов: испытания, еды, смерти, рождения детей и речи, дружбы, борьбы, наказания за
ложь, змееборства, превращения старухи в девушку, киднеппинга и спасения души (невесты).
Архаический ракурс репрезентировал реликты архаической культуры: мифологемы Ночи,
Пути, Мирового дерева; архетипы персоны, матери, анимы, странника, двойника. В
высокохудожественной модели мифопоэтического устройства Вселенной воплощена идея
поиска гармоничного взаимодействия человека и природы, нравственных принципов жизни
в социуме, инструментов формирования индивидуальной культуры. Театрализованная
художественная концепция оперы отразила «критические точки космогенеза» (Пьер Тейяр де
Шарден) и воссоздала ритуал инициации, и в восточных мистериях, и в западных практиках
метафорически воплощающий космогонию духа. В «Волшебной флейте» Моцарт воплотил
авторский миф о Душе, устремлённой к Богу и посвящающей себя служению искусству.

Ключевые слова: Моцарт, «Волшебная флейта», архаическая модель мира, архаическая
модель культуры, архетипы и мифологемы, космогония мира, космогония души, карнавальная
модель культуры, авторский миф, ономастический код культуры.


Полный текст:

PDF

Литература


Abert G. V. A. Motsart [Abert H. Wolfgang Amadeus Mozart]. Part 2, Book 2. 1787–1791. Translation from German, comments by K.K. Sakva. 2nd edition. Moscow: Muzyka, 1990. 560 p.

Alpatova A. S. The Picture of the World in Sound as Information Model of the Archaic and Traditional Culture. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2007. No. 1, pp. 125–141. (In Russ.)

Davydova V. P. The Image of Flute and its Anthropomorphic Features in the World Art Culture. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2009. No. 2, pp. 186–191. (In Russ.)

Kaluzhnikova T. I. Infants’ and Birds’ Vocalizations: Certain Analogies. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 2, pp. 7–16. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.2.007-016.

Korolevskaya N. V. The Magic Flute: Dialogue with Gluck. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015. No. 3, pp. 120–127. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.3.120-127.

Krylova A. V. Concerning one Modus of Manifestation of the Image of Night in Music. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 131–136. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.131-136.

Lutsker P. V., Susidko I. P. Motsart i ego vremya [Mozart and His Time]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 624 p.

Meletinskiy E. M. Poetika mifa [The Poetics of Myth]. 3rd edition, reprint. Moscow: Vostochnaya literatura, RAN. 2000. 407 p.

Motsart V. A. Volshebnaya flejta: opera v 2 d., 11 kart. [Mozart Wolfgang Amadeus. The Magic Flute: Opera in 2 Acts, and 11 Scenes]. Libretto by E. Schikaneder based on Wieland’s tales; Translation by M. Ulitsky. Moscow: Muzyka, 1971. 224 p.

Freydenberg O. M. Poetika syuzheta i zhanra [The Poetics of Plotline and Genre]. Text preparation, reference and scientific apparatus, foreword, afterword by N. V. Braginskaya. Moscow: Labirint, 1997. 448 p.

Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy [The Migratory Intonation Formula and the Semantic Context of Musical Themes]. Moscow: State Institute of Art, 1999. 318 p.

Yung K. G. Dusha i mif. Shest' arkhetipov [Jung Carl Gustav. The Soul and Myth. Six Archetypes]. Translation from the English by V.V. Naukmanov; Edited by A. A. Yudin. Kiev: State Library of Ukraine for the Youth, 1996. 384 p.

Buch D. J. Die Zauberflöte, Masonic Opera, and Other Fairy Tales. Acta Musicologica. 2004. Vol. 76, pp. 193–219.

Chailley J. The Magic Flute Unveiled: Esoteric Symvolism in Mozart’s Masonic Opera. New York, 1971. 368 p.

Freyhan M. Mozart's Text Setting in the „Magic Flute”. Acta Musicologica. 2011. Vol. 83, pp. 245–259.

Muchlestein K. European Views of Egyptian Magic and Mystery: A Cultural Context for „The Magic Flute”. Brigham Young University Studies. 2004. Vol. 43. No. 3. Special Issue: Mozart's Magic Flute, pp. 137–148.

Nedbal M. Mozart as a Viennese Moralist: Die Zauberflöte and Its Maxims. Acta Musicologica. 2009. Vol. 81, pp. 123–157.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.060-069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.