Сентименталистские черты оперы Томаса Августина Арна «Томас и Салли»

Elena V. Pankina, Anastasia S. Privalova

Аннотация


Статья посвящена комической опере английского композитора Томаса Августина Арна (1710–
1778) «Томас и Салли» (1760), рассматриваемой с позиций сентименталистских тенденций
в музыкально-театральном искусстве XVIII века. Создание Арном совместно с либреттистом
Айзеком Бикерстаффом комической оперы на сельский сюжет соответствует одной из основных
тенденций развития английского искусства середины XVIII века – выражению новых идей
в доступной для самой широкой аудитории форме. В содержательном отношении «Томас и
Салли» находится в контексте многочисленных сочинений, принадлежащих к жанровым сферам
«слезливой» комедии и «мещанской» драмы, посвящённых теме торжества добродетели, –
теме, ключевой для английской просветительской литературы. Задачей раскрытия этой темы
обусловлен музыкальный язык персонажей, а также включение в оперу вставной «Шотландской
арии». В результате анализа арий и ансамблей оперы обнаруживается, что партия Салли,
несмотря на низкий социальный статус персонажа, содержит ярко выраженные черты ариозной
виртуозности, как и партия Сквайра. Партии Доркас и Томаса, напротив, тяготеют к бытовым
песенно-танцевальным жанрово-стилистическим прообразам. Авторами статьи также воссоздан
наиболее полный план композиции оперы на материале двух изданий XVIII века.

Ключевые слова: Томас Августин Арн, «Томас и Салли», опера XVIII века, английский
музыкальный театр, сентиментализм.


Полный текст:

PDF

Литература


Vershinin I. V. Estetika i poetika angliyskogo predromantizma [The Aesthetics and Poetics of English Pre-Romanticism]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestia: The Russian A. I. Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. 2003. No. 5, pp. 169–181.

Korobova A. G. The National and the Transnational in the Historical Reception of Pastoral Genres. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015. No. 3, pp. 6–14. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.3.006-014.

Arne T. A. Thomas and Sally, Or Sailor's Return, a Dramatic Pastoral. London: Wright & Co, 1782. 17 р.

Arne T. A. Thomas and Sally, Or Sailor's Rreturn, a Dramatic Pastoral. London: Harrison & Co., n.d. 30 р.

Atkins M. The Beggar’s ‘Children’: How John Gay Changed the Course of England’s Musical Theatre. UK: Cambridge Scholars Publishing, 2008. 149 p.

Castelvecchi S. Sentimental Opera: Questions of Genre in the Age of Bourgeois Drama. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2013. 320 p.

Gilman T. The Theatre Career of Thomas Arne. UK: University of Delaware Press, 2013. 623 p.

Timms C., Wood B. Introduction. Music in the London Theatre from Purcell to Handel. Ed. by C. Timms, B. Wood. Cambridge: Cambridge University Press, 2017, pp. 1–4.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.050-059

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.