Художественное пространство музыкально-литургического синтеза во Второй и Четвёртой симфониях Альфреда Шнитке

Maria V. Dolmatova

Аннотация


Статья посвящена проблеме синтеза вокальных и симфонических жанров в отечественной
музыке второй половины XX века. Композиторы создают драматургически насыщенные
концепции произведения, привлекая в симфоническую музыку законы вокально-хоровых
жанров. Активно используя семантические ресурсы вокальных, хоровых, литургических
жанров, прочно закрепившихся в истории музыки, отечественный программный симфонизм
ставит и решает многогранные содержательно-эстетические задачи. На примере творчества
Альфреда Шнитке (в частности, его Второй и Четвёртой симфоний) показан плодотворный
синтез симфонии и литургических жанров. В сакральных симфониях композитора звучание
партии хора (а вместе с ней и признаков литургического жанра) становится тематическим
центром, концепционным ядром, надёжным индикатором сложной философско-
космогонической программы. Уникальные композиции Второй и Четвёртой симфоний
формируются именно в результате многостороннего синтеза симфонических и вокально-
литургических жанров.

Ключевые слова: Альфред Шнитке, семиотика, семантика, музыка XX века, жанр,
литургия, симфония.


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovskiy M. G. Tezisy o muzykal'noy semantike [Theses on Musical Semantics]. Otkrytyy tekst: sayt [Open Text: Website].

URL: http://opentextnn.ru/music/Perception/index.html@id=1148 (23.05.2019).

Gulyanitskaya N. S. Poetika muzykal'noy kompozitsii. Teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzyki XX veka [The Poetics of Musical Composition. The Theoretical Aspects of 20th Century Russian Sacred Music]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury. 2002. 430 p.

Demchenko A. I. Znaki i znameniya inobytiya v muzykal'nom iskusstve [Signs and Symbols of Otherness in the Art of Music]. Muzykal'naya semiotika: puti i perspektivy razvitiya: sbornik statey po materialam III Mezhdunar. nauch. konf. (13–14 noyabrya 2013 goda) [Musical Semiotics: Paths and Prospects of Development: Collection of Articles Based on Materials of the 3rd International Scholarly Conference (November 13–14, 2013)]. Astrakhan, 2013, pp. 24–35.

Ivashkin A. V. Besedy s kompozitorom Al'fredom Shnitke [Conversations with Composer Alfred Schnittke]. Moscow: Kul'tura, 1994. 320 p.

Nazaykinskiy E. V. Stil' i zhanr v muzyke: ucheb: posobie dlya vuzov [Style and Genre in Music: Textbook for Universities.]. Moscow: VLADOS, 2003. 248 p.

Kholopova V. N. Kompozitor Al'fred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. Moscow: Kompozitor, 2008. 228 p.

Bernstein J. S. A Commentary on the First Movement of Alfred Schnittke’s Symphony No. 2. England, 2007. 60 p.

Rapaport A. An American Encounter with Polystylism: Schnittke’s Cadenzas to Beethoven. Thesis. Department of Music. College of Arts and Sciences. Chapel Hill, 2012. 76 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.043-049

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.