«Лирическая поэма» В. А. Успенского в истории узбекской симфонической музыки

Natella V. Tchakhvadze

Аннотация


Автор привлекает внимание к несправедливо забытому на-
следию русских композиторов, участвовавших в формиро-
вания профессионального музыкального искусства Востока,
в частности, Узбекистана. Необходимо пересмотреть роль
русских музыкантов в противовес наметившейся тенденции
трактовать их творчество лишь как фон для узбекских авто-
ров следующих поколений.
В статье рассматривается вокально-симфоническая «Ли-
рическая поэма» В. А. Успенского (1947). Анализ произведе-
ния в контексте традиционной музыки и классической поэзии
узбеков позволяет показать: впервые медитативная лирика,
восходящая к профессиональным жанрам национальной мо-
нодии выступила в качестве самодостаточного репрезентан-
та национального в симфоническом опусе русского автора.
Успенский первый синтезировал структурно-семантические
черты узбекского музыкально-литературного наследия (мако-
ма, катта-ашула, газели) и сонатной драматургии. Он пред-
восхитил будущее, наметив направление, по которому пошли
узбекские симфонисты 1970–1980-х годов.
Наибольшее количество прямых пересечений обна-
руживается при сравнении «Лирической поэмы» с поэмой
М. Таджиева «Любовь поэта». «Симфония-газель» М. Бо-
фоева развивает предложенную Успенским идею синтеза
структурно-семантических принципов – музыкальных и по-
этических. Предвосхищает Успенский и будущие образные
модификации, способы развития цитируемого макомного ма-
териала, типичные жанровые противопоставления в симфо-
ниях М. Махмудова, М. Таджиева. Т. Курбанов в Четвёртой и
Пятой симфониях обнаруживает ту же тенденцию к созданию
открытой формы, что и Успенский.
Таким образом, узбекские композиторы продолжили тра-
дицию, начало которой было положено автором «Лирической
поэмы». Это сочинение отразило своеобразие восточного ху-
дожественного мышления. Оно выдвинуло В. А. Успенского
в ряд основоположников узбекского симфонизма.

Ключевые слова: макомный симфонизм, композитор и
фольклор, В. А. Успенский, узбекская симфония


Полный текст:

PDF

Литература


Azimova A. Nit’ (Shtrikhi k dvoynomu portretu) [The Thread (Touches to a Double Portrait)]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 1992, no. 3, pp. 71–74.

Bertel’s E. E. Izbrannye trudy. Navoi i Dzhami [Selected Works. Navoi and Dzhami]. Moscow: Nauka Press, 1965. 498 p.

Vyzgo T. S. Razvitie muzykal’nogo iskusstva Uzbekistana i ego svyazi s russkoy muzykoy [Development of the Musical Art of Uzbekistan and its Links to Russian Music]. Moscow: Muzyka Press, 1970. 320 p.

Vyzgo T. O kharakternykh tendentsiyakh razvitiya vokal’no-simfonicheskoy muzyki [Concerning the Characteristic Tendencies of Development of Music for Voices and Orchestra]. Muzykal’naya kul’tura Uzbekskoy SSR: sb. statey [The Musical Culture of the Uzbek Soviet Socialist Republic: Compilation of Articles]. Moscow: Muzyka Press, 1981, pp. 131–159.

Vyzgo T., Vyzgo-Ivanova I. Proizvedeniya dlya simfonicheskogo orkestra [Compositions for Symphony Orchestra]. Istoriya uzbekskoy sovetskoy muzyki: v 2-kh t. [History of the Music of Soviet Uzbekistan, vol. 1–2], vol. 1. Tashkent: Izdatelstvo literatury i iskusstva Mr. Ghulam, 1972, pp. 340–371.

Vyzgo-Ivanova I. Simfonicheskaya muzyka [Symphonic music]. Istoriya muzyki Sredney Azii i Kazakhstana [History of the Music of Central Asia and Kazakhstan]. Moscow: Muzyka Press, 1995, pp. 307–323.

Pekker Yan. V. A. Uspenskiy. Muzykal’no-etnograficheskaya i kompozitorskaya deyatel’nost’ v Uzbekistane i Turkmenii [V. A. Uspensky. Activities of Musical Ethnography and Composition in Uzbekistan and Turkmenistan]. Moscow: Muzgiz, 1953. 154 p.

Stebleva I. V. Semantika gazeley Babura [Semantics of the Gazels of Babur]. Moscow: Nauka Press, 1982. 326 p.

Uspenskiy V. A. Stat’i, vospominaniya, pis’ma [Uspensky V. A. Articles, Reminiscences, Letters]. Tashkent: Izdatelstvo literatury i iskusstva Mr. Ghulam, 1980. 384 p.

Yanov-Yanovskaya N. S. Uzbekskaya simfonicheskaya muzyka [Uzbek Symphonic Orchestral Music]. Tashkent: Izdatelstvo literatury i iskusstva Mr. Ghulam, 1979. 220 p.

Yanov-Yanovskaya N. S. Makomy i uzbekskaya simfonicheskaya muzyka (k probleme vzaimodeystviya vostochnogo i evropeyskogo professionalizma) [Makoms and Uzbek Symphonic Orchestral Music (the Problem of Cultural Interaction between Eastern and European Professionalism)]. Sovetskaya muzykal’naya kul’tura. Istoriya. Traditsii. Sovremennost’: sb. statey [Soviet Musical Culture. History. Traditions. Present: Compilation of Articles]. Moscow: Muzyka Press, 1980, pp. 107–135.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.