Претворение особенностей церковного чтения и пения русской православной традиции в духовных сочинениях Сергея Рахманинова

Mikhail L. Zyryanov

Аннотация


Духовные сочинения Сергея Рахманинова давно признаны одной из вершин «Нового
направления» русской духовной музыки рубежа XIX–XX века. Рахманинов был в числе
авторов, наиболее глубоко и ярко претворивших в своём творчестве сам дух богослужебного
пения. При этом в «Литургии Святого Иоанна Златоуста» и «Всенощном бдении» Рахманинова
отражены и отдельные элементы традиции церковного чтения, а также некоторые общие
для церковного пения и чтения закономерности, что до сих пор не становилось предметом
научного исследования. Между тем мелодика погласиц напевного чтения имеет не только
определённую звуковысотность и общие с пением законы ритмоинтонации, но и ясную
ладовую природу, общую с обиходным зукорядом знаменного роспева.
В статье показаны общие для богослужебного пения и чтения элементы и приёмы
в «Литургии» и «Всенощном бдении» Рахманинова. Выявлены характерные для данных
образцов диатоничность, сохранение тончайшей дифференциации слов, согласованность
богослужебного и мелодического планов, господство текста над музыкой и, соответственно,
подчинение ритма музыкального ритму словесному, отсутствие значительного растяжения
слогов, неторопливость движения музыкального времени, употребление естественных
голосовых регистров (без тесситурного напряжения). Отмечены единые способы
подчёркивания ключевых смысловых единиц через повышение тесситуры и связанное
с этим усиление динамики, через остановку и продление выделяемого слова, а также через
словогой распев.

Ключевые слова: Сергей Рахманинов, духовная музыка, церковное чтение, Литургия.


Полный текст:

PDF

Литература


Agapov A. Tserkovnoslavyanskiy yazyk v sovremennom bogosluzhenii: problema ustnogo vosproizvedeniya teksta [The Church Slavonic Language in Modern Worship: The Issue of Verbal Reproduction of the Text]. Pravoslavnyy sobesednik. Vyp. 2 (17). Al'manakh Kazanskoy dukhovnoy seminarii: materialy VII ezhegodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Bogoslovskie i svetskie nauki: traditsionnye i novye vzaimosvyazi» [Orthodox Christian Interlocutor. Vol. 2 (17). Almanac of the Kazan Theological Seminary: Materials of the 7th Annual Scholarly and Practical Conference “Theological and Secular Sciences: Traditional and New Relationships”]. Kazan, 2008, pp. 102–107.

Anufrieva O. V. Sovremennoe sostoyanie bogosluzhebnogo chteniya i puti vosstanovleniya traditsii: na primere gorodov Permskoy eparkhii: attestacionnaya rabota [The Present-Day State of Liturgical Reading and the Paths of Restoration of Tradition: On the Example of the Cities of the Perm Diocese. Qualification Thesis]. Moscow: Continuing Education Department of the Orthodox Christian St. Tikhon Humanitarian University, Department of Theology, 2012. 83 p. Manuscript.

Gulyanitskaya N. S. Poetika muzykal'noy kompozitsii. Teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzyki [The Poetics of Musical Composition. Theoretical Aspects of Russian Sacred Music.] Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2002. 432 p.

Demchenko А. I. “The Russian Spirit is Here …” Towards the 145th Anniversary of Sergei Rachmaninoff’s Birthday. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 81–87. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.081-087.

Kandinskiy A. I. Liturgiya Ioanna Zlatousta Rakhmaninova [Sergei Rachmaninoff’s Liturgy of St. John Chrysostom]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1993. No. 3, pp. 148–156.

Lapenko А. V. Liturgical Cycles of Sergei Rachmaninov in Light of Church Tradition . Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2009. No. 2, pp. 96–101. (In Russ.)

Nikolaev B., protoierey. Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya [Znamenny Chant and Kryukovy Notation as a Basis of Russian Orthodox Christian Church Singing]. Moscow: Nauchnaya kniga, 1995. 300 p.

Parfent'ev N. P. Drevnerusskoe muzykal'no-pis'mennoe iskusstvo i ego traditsii v Rossii XVI–XX vv.: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Early Russian Art of Musical Notation and Its Traditions in Russia from the 16th to the 20th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. St. Petersburg, 1999. 24 p.

Uminskiy A., protoierey. Bozhestvennaya Liturgiya. Ob'yasnenie smysla, znacheniya, soderzhaniya [The Divine Liturgy. Explanation of the Signification, Meaning, Content]. Moscow: Nikeya, 2015. 162 p.

Frolov S. V. Rakhmaninov: muzykal'no-istoricheskie etyudy [Rachmaninoff: Musical and Historical Sketches]. Ivanovka: Museum-Estate of S.V. Rachmaninoff, 2014. 120 p.

Shabalin D. K periodizatsii znamennogo raspeva [Concerning the Periodization of the Znamenny Chant]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1985. No. 10, pp. 98–102.

Bakulina E. Tonality and Mutability in Rachmaninoff's All-Night Vigil, movement 12. Journal of Music Theory. 2015. No. 59 (1), pp. 63–97.

Johnston B. Off-tonic Culmination in Rachmaninoff's Rhapsody on a Theme of Paganini. Music Analysis. 2104. No. 33(3), pp. 291–340.

Zanovello G. In the Church and in the Chapel: Music and Devotional Spaces in the Florentine Church of Santissima Annunziata. Journal of the American Musicological Society. 2014. No. 67 (2), pp. 379–428.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.138-147

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.