Исполнительские решения образного строя гайдновских клавирных сонат

Amina I. Asfandyarova

Аннотация


В статье рассматривается интонационная лексика пасторали быстрых частей
фортепианных сонат Гайдна. Большинство семантических фигур используются во всех частях
сонатной экспозиции: формулы-клише, имитирующие звучание различных музыкальных
инструментов, лексика галантного стиля, интонации орнаментальной природы. Однако если
в медленных частях семантические фигуры выступают в условиях соответствия прямых
значений знаков художественной установке контекста (чаще всего – создания эффекта
меланхолической, созерцательной пасторали), то в ситуации быстрых темпов очевидно
иное – преобразующее – воздействие контекста на содержательное наполнение смысловых
структур. Формируются новые типы пасторали в сонатах Гайдна, при этом основным
регулятором в механизме смысловых трансформаций выступает темп. Автор статьи
представляет драматическую пастораль в ряде сонат Гайдна, где в отличие от идиллии
«менуэтных» частей, благодаря подвижному темпу создаётся эффект активного действия.
Драматический контекст выражается в первую очередь в развитии сюжетно-сценических
ситуаций, эмоциональных реакциях «действующих лиц». Чувственная природа пасторали
получает новый ракурс, который в различных театрально-драматических включениях
раскрывает множественность смысловых и эмоциональных оттенков пасторальной лирики.

Ключевые слова: классическая соната, Йозеф Гайдн, пастораль, интонационная лексика,
музыкальный тематизм.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Aranovskiy M. G. Simfonicheskie iskaniya: issledovatel'skie ocherki [Symphonic Quests: Research Essays]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1979. 287 p.

Asfand'yarova A. I. Fortepiano i sintezator. Tembrovye eskizy klavirnykh sonat Y. Gaydna [The Piano and the Synthesizer. Timbral Sketches of the Clavier Sonatas by Joseph Haydn]. St. Petersburg: Lan', 2017. 80 p.

Bulycheva A. Obmanchivaya yasnost'. Poetika rokoko v klavesinnykh p'esakh F. Kuperena [Deceptive Clarity: Poetics of the Rococo in the Harpsichord Pieces by Francois Couperin]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2001. No. 3, pp. 193–210.

Kazantseva L. P. Muzykal'nyy portret [The Musical Portrait]. Moscow: Konservatoriya, 1995. 124 p.

Konen V. D. Teatr i simfoniya. Rol' opery v formirovanii klassicheskoy simfonii [Theater and Symphony. The Role of Opera in the Formation of the Classical Symphony]. Moscow: Muzyka, 1975. 376 p.

Medushevskiy V. V. Chelovek v zerkale intonatsionnoy formy [The Human Being in the Mirror of the Intonational Form]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1980. No. 9, pp. 39–50.

Merkulov A. Redaktsii klavirnykh sochineniy Gaydna i Motsarta i problemy stilya interpretatsii [Editions of Clavier Works by Haydn and Issues of the Style of Interpretation]. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i pedagogika. Istoriya i sovremennost' [Musical Performance and Pedagogy: History and Modernity]. Compiled by T.A. Gaidamovich. Moscow, 1991, pp. 155–188.

Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy [The Migrating Intonational Formula and Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 317 p.

Shaymukhametova L. N. Ob izuchenii sposobov transkriptsii klavirnykh sochineniy nachinayushchimi pianistami [About the Study of the Means of Transcription of Works for Clavier by Beginning Pianists. IKONI / ICONI. 2019. No. 2, pp. 116–127. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.2.116-127.

Yakimovich A. Ob istokakh i prirode iskusstva Vatto [On the Sources and the Nature of the Art of Watteau]. Zapadnoevropeyskaya khudozhestvennaya kul'tura XVIII veka [The 18th Century Western European Artistic Culture]. Edited by V. Prokof'ev. Moscow, 1980, pp. 41–79.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.073-081

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.