Интертекстуальный замысел «Орестеи» Сергея Танеева: в поисках авторского смысла

Natalia V. Korolevskaya

Аннотация


Предметом анализа настоящей статьи является «авторское слово» в трилогии
Сергея Танеева «Орестея». Отталкиваясь от систематизации авторских концептуальных
высказываний в жанре оперы музыковеда Марины Раку, предполагающих точечную
вербальную локализацию в соответствии с понятием «слово», автор исследования расширяет
представление о данном феномене как явлении процессуального характера. «Слово» вызревает
на протяжении развития оперного действия и в непосредственном соприкосновении с ним
обретает своё становление. Авторское «слово» рассматривается как динамическая смысловая
структура в соответствии с понятием «смысл», категорией динамического порядка. Внимание
автора работы сосредоточено на выявлении глубинного музыкально-концептуального сюжета,
отражающего становление основной идейной установки композитора, получающей вербальное
выражение в момент «смыслового взрыва», приводящего становление авторской мысли к
полной ясности. В «Орестее» Танеева такая структура, охватывающая три части трилогии,
обретает интертекстуальную форму, отсылая к оперному творчеству Вагнера, сопрягая в
глубинном интертекстуальном «сюжете» движение от образов языческого мифа («Кольцо
нибелунга») к христианским концептам («Лоэнгрин»). Тем самым интертекстуальный, чисто
музыкальный план оперы посредством выверенной системы образных соответствий (меч
Нотунг – разящий меч убийц, Зигмунд – Орест, Валькирии – Эринии, Лоэнгрин – Аполлон)
придаёт становлению авторской концепции особую рельефность развёртывания «от мрака
к свету» и становится той призмой, сквозь которую античный сюжет обретает прочтение в
свете христианских ценностей.

Ключевые слова: «Орестея» Танеева, Вагнер, авторское слово в опере, интертекст,
смысловой взрыв.


Полный текст:

PDF

Литература


Aminova G. U. The Oresteia by S. I. Taneyev: Tragedy-Mysteria and the Orthodox Christianity. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2010. No. 2, pp. 171–175. (In Russ.)

Bernandt G. B. S. I. Taneev: monografiya [S. I. Taneyev: Monograph]. Ed. by N. Yudenich. 2nd Edition. Moscow: Muzyka, 1983. 290 p.

Zinchenko V. P. Mysl' i slovo Gustava Shpeta [The Thought and Word of Gustav Shpet]. Moscow: University of the Russian Academy of Education, 2000. 208 p.

Korabel'nikova L. Z. Tvorchestvo S. I. Taneeva. Istoriko-stilisticheskoe issledovanie [The Musical Legacy of Sergei Taneyev. Historical-Stylistic Research]. Moscow: Muzyka, 1986. 296 p.

Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo, 2000. 704 p.

Raku M. G. «Avtorskoe slovo» v opernoy dramaturgii: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The “Author's Word” in Opera Drama: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1993. 25 p.

Raku M. G. «Pikovaya dama» bratiev Chaykovskikh: opyt intertekstual'nogo analiza [“The Queen of Spades” by the Tchaikovsky Brothers: An Attempt of Intertextual Analysis]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1999. No. 2, pp. 9–21.

Taneev S. I. Oresteya: muzykal'naya trilogiya v 3 chastyakh, 8 kartinakh po Eskhilu. Libretto A. A. Venksterna [Oresteia: A Musical Trilogy in 3 Parts, 8 Paintings by Aeschylus. Libretto by A. A. Venkstern]. Pianoforte. Moscow: Muzyka, 1970. 352 p.

Eskhil. Evmenidy. Perevod S. Apta [Aeschylus. The Eumenides. Translated by S. Apt]. Eskhil. Tragedii [Aeschylus. Tragedies]. Moscow: Iskusstvo, 1978. URL: http://lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil1_4.txt. (15.11.2018).

Yakovlev V. V. Izbrannye trudy o muzyke. T. 2. Russkie kompozitory [Selected Works on Music. Vol. 2. Russian Composers]. Editorial Board: E. Grosheva et al. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971. 458 p.

Knust M. Music, Drama, and Sprechgesang: About Richard Wagner’s Creative Process. 19th Century Music. 2015. Vol. 38, No. 3, pp. 219–242.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.036-045

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.