От Рихарда Вагнера – к собственному стилю: оперное творчество в статьях Камиля Сен-Санса

Zoya N. Knyaz

Аннотация


Статьи о музыке, напечатанные во Франции в конце XIX – начале XX века, представляют широкие возможности для исследования и анализа этого богатейшего периода истории музыкальной культуры. Особого интереса заслуживают публикации Камиля Сен-Санса, запечатлевшего суждения о собственных оперных произведениях. С одной стороны, они позволяют взглянуть на процесс музыкального творчества с позиции автора,
с другой стороны, помогают при анализе становления эстетических взглядов композитора. Литературное наследие Сен-Санса обширно и насчитывает более 500 статей, издававшихся на протяжении пятидесяти лет его творческого пути. В данной работе рассмотрены публикации, посвящённые собственным операм в контексте влияния Рихарда Вагнера и его лейтмотивной системы. Приведены фрагменты статей композитора, касающихся его опер «Самсон и Далила» (1877) и «Елена» (1904). В поздних работах Сен-Санс рассматривает недостатки системы Вагнера по отношению к своему оперному творчеству. Он размышляет о создании собственного стиля, развивающего приёмы Вагнера, но тяготеющего к более лёгкой оркестровке для выделения на первый план вокальной партии.

Ключевые слова: Камиль Сен-Санс, Рихард Вагнер, оперное творчество Сен-Санса, Вагнер и Сен-Санс, «Жёлтая принцесса», «Самсон и Далила», «Елена».


Полный текст:

PDF

Литература


Knyaz' Z. N. Obraz Eleny Troyanskoy v opere K. Sen-Sansa «Elena» [The Character of Helen of Troy in the Opera of Camille Saint-Saëns “Helene”]. Issledovaniya molodykh muzykovedov: Vseros. nauch. konf., Moskva, 14–15 aprelya 2016 g. [Research Works of Young Musicologists: All-Russian Scientific Conference, Moscow, April, 14–15, 2016]. Moscow, 2016, pp. 22–27.

Sen-Sans K. Istoriya odnoy komicheskoy opery [Saint-Saëns C. The History of One Comic Opera]. Stat'i i retsenzii kompozitorov Frantsii, konets XIX – nachalo XX v. [Articles and Reviews by Composers of France, Late 19th – Early 20th Century]. Compilation, translation, introductory article and comments by A. Bushen. Leningrad, 1972, pp. 121–132.

Henson K. Of Voices, Hearts and Ghosts Saint-Saëns, “Mon coeur s’ouvre a ta voix” (Dalila), Samson et Dalila, Act II. Cambridge Opera Journal. 2016. Vol. 28, Issue 2, pp. 227–233. DOI: 10.1017/S095458671600029X.

Ratner S. Richard Wagner and Camille Saint-Saëns. Opera Quarterly. 1983. Vol. 1. No. 3, pp. 101–113.

Saint-Saëns C. Changes on the Moon, Optical illusions, The Stars. Camille Saint-Saëns and His World. Ed. by J. Pasler. J. Princeton University Press, 2012, pp. 17–25.

Saint-Saëns C. “Hélène,” Figaro, 13.01.1905, pp. 69–76. Soret M.-G. Ecrits sur la musique et les musiciens 1870–1921. Paris: Vrin – Musicologies, 2012, pp. 612–614.

Saint-Saëns C. “L’illusion wagnérienne,” Portraits et souvenirs. Saint-Saëns: On Music and Musicians. Ed. by R. Nichols. Oxford University Press, 2008, pp. 109–113.

Saint-Saëns C. “Musique: harmonie et mélodie,” La Renaissance littéraire et artistique, 12.10.1873. Soret M.-G. Ecrits sur la musique et les musiciens 1870–1921. Paris: Vrin – Musicologies, 2012, pp. 285–286.

Saint-Saëns C. Samson et Dalila: lettre de Saint-Saëns à un critique musical, La Tribune de Genéve, 1892. Soret M.-G. Ecrits sur la musique et les musiciens 1870–1921. Paris: Vrin – Musicologies, 2012, pp. 449–450.

Soret M.-G. Saint-Saëns et Dalila: une histoire d’amour contrariée. L’Avant-Scène Opéra. 2016. No. 293, pp. 56–59.

Soret M.-G. Saint-Saëns, Writer. Camille Saint-Saëns and His World. Ed. by J. Pasler. J. Princeton University Press, 2012, pp. 260–265.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.155-165

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.