Теория вариантной формы в отечественном музыкознании: этапы становления, понятийный аппарат

Evgeniya R. Skurko

Аннотация


Статья посвящена сложившейся в XX веке в российском музыкознании теории вариантной формы, изучение
которой позволяет глубже осмыслить широкий круг музыкальных явлений, относящихся к разным областям
народной и профессиональной музыки. Обозначены три основных этапа становления и развития теории
вариантной формы, рассмотрены и определены важнейшие категории, раскрывающие специфику данного
явления. На раннем этапе (конец XIX – первая треть XX века) отмечается введение Х. Риманом – впервые
в теории – понятия вариант (1886), анализируются первые обобщения о вариантной форме, представленные
в монографии Б. Асафьева «Музыкальная форма как процесс» (1930). Второй этап – центральный, или
«классический» (с середины 1950-х до конца 1970-х годов) – определяется бурным развитием теории
вариационной и вариантной формы, появлением трудов Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана, Б. В. Сосновцева и
И. В. Лаврентьевой, В. П. Бобровского и В. В. Протопопова, М. Е. Тараканова и других авторов. В результате
изучения композиционных, образно-драматургических, интонационных закономерностей вокальных жанров
русской и западноевропейской музыки окончательно складываются теоретические основы вариантной
формы, её понятийный аппарат, определяется специфика вариантного метода развития. Третий, современный
период (конец XX века до наших дней) характеризуется дальнейшим расширением категориального аппарата,
созданием новых учебников по анализу музыкальных форм, исследовательских трудов, в которых теоретическое
осмысление феномена вариантной формы, вариантного метода развития отражает тенденцию индивидуализации
структур в ситуации стилевого плюрализма (работы В. Б. Вальковой, В. П. Задерацкого и др.).

Ключевые слова: вариант, вариантная форма, свободно-вариантное развитие-развёртывание, вариантное
прорастание, метод тематически-концентрированного развёртывания, динамическая контрастно-вариантная
форма, вариантное прорастание высшего порядка.


Полный текст:

PDF

Литература


Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka, 1971. 376 p.

Bobrovskiy V. P. O dvukh metodakh tematicheskogo razvitiya v simfoniyakh i kvartetakh Shostakovicha [About Two Methods of Musical Development in the Symphonies and Quartets by Shostakovich]. Dmitriy Shostakovich [Dmitry Shostakovich]. Comp. by G. Sh. Ordzhonikidze. Moscow, 1967, pp. 359–396.

Bobrovskiy V. P. O nekotorykh printsipakh temo- i formoobrazovaniya v simfoniyakh i kamerno-instrumental'noy muzyke Shostakovicha [About Certain Principles of Theme and Form Generation in Shostakovich’s Symphonies and Chamber Instrumental Music]. V. P. Bobrovskiy. Stat'i. Issledovaniya [V. P. Bobrovsky. Articles. Research Works]. Comp. by E. R. Skurko, E. I. Chigareva. Moscow, 1990, pp. 159–204.

Bobrovskiy V. P. Funktsional'nye osnovy muzykal'noy formy [The Functional Foundations of Musical Form]. Moscow: Muzyka, 1978. 334 p.

Val'kova V. B. The “Dispressed Theme”: The Paths of Russian Musical Scholarship in the Mirror Reflection of the History of One Consept. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 2, pp. 16–21. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.2.19.016-021.

Zhossan N. Yu. Realization of Folklor in Perspective of Postmodernism (on the Material of Russian Music of Second Half оf the 20th Century). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 25–34. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.025-034.

Zaderatskiy V. V. Muzykal'naya forma. Vyp. 1 [Musical Form. Issue 1]. Moscow: Muzyka, 1995. 544 p.

Kyuregyan T. S. Netipovye formy v sovetskoy muzyke 50–60-kh godov [Atypical Forms in Soviet Music of the 1950s and 1960s]. Problemy muzykal'noy nauki. Vyp. 7 [Issues of Musical Science. Issue 7]. Comp. by V. I. Zak, E. I. Chigareva. Moscow, 1989, pp. 71–89.

Lavrent'eva I. V. Variantnost' i variantnaya forma v pesennykh tsiklakh Shuberta [Variance and Variant Form in the Vocal Cycles by Schubert]. Ot Lyulli do nashikh dney [From Lully up to the Present Day]. Comp. by V. D. Konen. Moscow, 1967, pp. 33–70.

Lavrent'eva I. V. Vliyanie pesennosti na formoobrazovanie v simfoniyakh Shuberta (k voprosu o vzaimodeystvii vokal'nykh i instrumental'nykh form v pesennom simfonizme) [The Influence of Song Melodiousness on the Creation of Form in Schubert’s Symphonies (Concerning the Question of Vocal and Instrumental Interaction in Song-Inspired Symphonic Writing)]. O muzyke. Problemy analisa [About Music. Issues of Analysis]. Comp. by V. P. Bobrovskiy, G. L. Golovinskiy. Moscow, 1974, pp. 164–194.

Lavrent'eva I. V. Vokal'nye formy v kurse analiza muzykal'nykh proizvedeniy [The Vocal Forms in a Course of Analysis of Musical Compositions]. Moscow: Muzyka, 1978. 80 p.

Mazel' L. A. O melodii [About Melody]. Moscow: Muzyka, 1952. 300 p.

Protopopov V. V. Variatsionnye protsessy v muzykal'noy forme [Variation-Related Processes in Musical Form]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1967. 151 p.

Protopopov V. V. Variatsionnyy metod razvitiya tematizma v muzyke Shopena [The Variation Method of the Development of Thematicism in the Music of Frederic Chopin]. Friderik Shopen [Frederic Chopin]. Moscow: Muzyka, 1960, pp. 232–296.

Skurko E. R. K voprosu formoobrazovaniya v instrumental'noy muzyke S. Rakhmaninova [Concerning the Question of Form Creation in Instrumental Music by Sergei Rachmaninoff]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2014. No. 3, pp. 116–120.

Skurko E. R. O zhanrovo-stilisticheskikh predposylkakh variantnosti v instrumental'noy muzyke S. V. Rakhmaninova [About the Genre-Related and Stylistic Premises of the Variant-Related Method of Development in the Instrumental Music of Sergei Rachmaninoff]. S. V. Rakhmaninov. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya: materialy nauchnoy konferentsii [S. V. Rachmaninoff. Towards to 120th Anniversary of His Birth: Proceedings of the Scholarly Conference]. Ed. by A. I. Kandinskiy. Scholarly works of the Moscow Tchaikovsky Conservatory. Issue 7. Moscow, 1995, pp. 147–154.

Skurko E. R. Sergey Rachmaninoff’s Variations for Piano: Concerning the Question of Interpretation the Genre. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 50–56. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.050-056.

Sosnovtsev B. A. Variantnaya forma [Variant-Related Form]. Nauchno-metodicheskie zapiski Saratovskoy konservatorii [Scholarly-Methodical Notes of the Saratov Conservatory]. Ed. by A. I. Bystrov. Saratov, 1957, pp. 58–65.

Tarakanov M. E. Stil' simfoniy Prokof'eva [The Style of Prokofiev’s Symphonies]. Moscow: Muzyka, 1968. 432 p.

Tsenova V. S. K teorii sovremennoy muzykal'noy kompozitsii [Towards the Theory of Contemporary Musical Composition]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1991. No. 9, pp. 87–99.

Tsukkerman V. A. Analiz muzykal'nykh proizvedeniy. Variatsionnaya forma [Analysis of Musical Works. Variation Form]. Moscow: Muzyka, 1974. 234 p.

Tsukkerman V. A. «Kamarinskaya» Glinki i ee traditsii v russkoy muzyke [The “Kamarinskaya” by Mikhail Glinka and Its Traditions in Russian Music]. Moscow: Muzyka, 1957. 498 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.046-054

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.