О деятельности Отделения Императорского Русского музыкального общества и «культурной революции» в дореволюционном Царицыне

Elena V. Smagina

Аннотация


Статья посвящена анализу деятельности Царицынского отделения Императорского Русского
музыкального общества (ИРМО) и оценке его влияния на музыкальную культуру дореволюционного
Царицына (ныне Волгограда). Автор рассматривает историю возникновения отделения (кружок любителей
музыки – местное отделение ИРМО – М узыкальные классы при нём – Музыкальное училище), а также
основные направления его образовательной, концертно-просветительской работы (выделены камерные
и симфонические концерты, концертные постановки оперных сцен). Представлены также некоторые
из видных деятелей Царицынского отделения: просвещённые купцы-меценаты (Александр Репников,
Александр Лапшин), преподаватели Музыкальных классов (Анатолий Орлов – первый директор, Алексей
Серебряков, Иван Перегудов), наиболее талантливые выпускники классов (Павел Серебряков); отмечены
их заслуги. Достижения отделения впервые в музыкальном краеведении охарактеризованы в контексте
сложного исторического пути Царицына, длительное время (около трёх столетий: XVII – первая половина
XIX века) находившегося в ситуации экономического и культурного застоя. На основании приведённых
в статье данных (в том числе из архивных источников) автор формулирует вывод об исторической роли
Царицынского отделения ИРМО как общественной силы, осуществившей подлинно революционный
переворот в музыкальной культуре дореволюционного Царицына.

Ключевые слова: музыкальная культура Царицына, Царицынское отделение Императорского Русского
музыкального общества, купцы-меценаты Александр Лапшин и Александр Репников, Павел Серебряков.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseev-Boretskiy A. A. Iz istorii Tsaritsynskogo otdeleniya RMO [Excerpts from the History of the Tsaritsyn Section of the Russian Musical Society]. Musicus: Vestnik Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy konservatorii im. N. A. Rimskogo-Korsakova [Bulletin of the Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory]. 2009. No. 6 (19), pp. 4–10.

Garmash O. A., Efimova N. I. Genezis menedzhmenta akademicheskoy muzyki v Rossii [The Genesis of the Management of Academic Music in Russia]. Chelovek i kul'tura [The Human Being and Culture]. 2016. No. 1 (26), pp. 121–138. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.1.18000. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_18000. html (06.09.2018).

Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. (In Russ.) 2016. No. 1, pp. 83–89. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.

Siksimova M. V. Deyatel'nost' Tsaritsynskogo otdeleniya Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva i stanovlenie sistemy muzykal'nogo obrazovaniya v Tsaritsyne [The Activities of the Tsaritsyn Section of the Russian Imperial Musical Society and the Establishment of the Musical Education System in Tsaritsyn]. Izvestiya Volgogradskogo gos. pedagogicheskogo universiteta; seriya «Sotsial'no-ekonomicheskie nauki i iskusstvo» [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University; “Socio-Economic Sciences and Art” Series]. 2011. No. 3 (57), pp. 79–82. (In Russ.)

Smetannikova A. Yu. The Rostov Branch of the Imperial Russian Musical Society: the First Decade of its Work. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 1 (18), pp. 89–94. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.089-094.

Shabshaevich E. M. Pages of the Pre-Revolutionary History of the Moscow Conservatory: Honorary Stipends of Professors. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 153–159. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.153-159.

Alekseev A. Jazeps Vitols – pirmais studiju gads Peterburgas konservatorija. JazepsVitols – 150 Referatu kopsavilkumi. Riga: Jazepa Vitola Latvijas Muzikasakademija, 2013. L. 30–33.

Alekseev A. “Wenn Ihre Gesellschaftlihe Stellung und Ihre natürlighe Scheu es erlaubt hãtten…” Prinzessin Helene zu Mecklenburg – Sängerin, Bach-Enthusiastin und langjährige Vorsitzende der Russischen Musikgesellschaft. Musiker und Mäzene. St. Petersburg; Leipzig, 2012. S. 101–111.

Finney J. Music Education as Aesthetic Education: a Rethink. British Journal оf Music Education. 2002. Vol. 19, Issue 2, pp. 119–134.

Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.193-198

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.