История становления и развития Саратовского отделения Императорского Русского музыкального общества

Irina V. Polozova

Аннотация


Статья посвящена функционированию отделения Императорского Русского музыкального общества
(ИРМО) в Саратовской губернии во второй половине XIX века. На основе изучения документальных материалов,
хранящихся в фондах Государственного архива Саратовской области, а также краеведческой литературы
рассматривается история становления и развития музыкального профессионального искусства Саратова.
Автор характеризует общекультурные процессы, типичные для начального этапа музыкального образования
и просветительства в России. Анализируются предпосылки развития музыкальной культуры в Саратове
(создание театров, симфонических и камерных оркестров, закрытых концертов и т. п.), которые, на взгляд автора,
обусловлены культурными традициями, заложенными в дворянской среде. Традиции домашнего музицирования
и концертной практики были активно развиты в период создания Саратовского отделения ИРМО. В губернии
происходит формирование основ профессионального музыкального образования (Музыкальные классы –
Музыкальное училище – Саратовская консерватория); концертная практика приобретает систематический
характер; существенно расширяется и обогащается репертуар исполняемых музыкальных произведений.
Показано значение крупных деятелей культуры Саратовской губернии, активно способствующих созданию
Саратовского отделения ИРМО и, следовательно, развитию и процветанию музыкальной культуры в регионе
и в стране в целом (Михаил Галкин-Враской, Юрий Оболенский, Николай Бахметев).

Ключевые слова: Саратовское отделение Императорского Русского музыкального общества,
провинциальная музыкальная культура, Михаил Галкин-Враской, Николай Бахметев.


Полный текст:

PDF

Литература


Zima T. Yu. Razvitie provintsial'nykh otdeleniy Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva (na primere Saratovskogo otdeleniya IRMO) [The Development of Provincial Sections of the Imperial Russian Musical Society (Illustrated by the Saratov Section of the IRMS)]. Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoy khudozhestvennoy kul'tury. Ch. 1 [The Saratov Conservatory in the Context of the Russian Artistic Culture. Part 1]. Saratov, 2013, pp. 84–98.

Zubov S. V. Vse, chto imel, on podaril Saratovu [Everything He Had, He Gave to Saratov]. Pravoslavie i sovremennost' [Orthodox Christianity and Modernity]. 2016. No. 38(54), pp. 96–105.

Plotnikova N. Yu. Bakhmetev Nikolay Ivanovich [Bakhmetev, Nikolai Ivanovich]. Pravoslavnaya Entsiklopediya [Orthodox Christian Encyclopedia]. Moscow, 2002. Vol. 4: Afanasiy – bessmertie, pp. 393–394.

Polozova I. V. Zhizn' i tvorchestvo Nikolaya Ivanovicha Bakhmet'eva v kontekste russkoy kul'tury XIX veka [The Life and Work of Nikolai Ivanovich Bakhmetyev in the Context of 19th Century Russian Culture]. Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoy khudozhestvennoy kul'tury: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.- prakt. konf. 21–22 noyabrya 2012 goda [The Saratov Conservatory in the Context of the Russian Artistic Culture: Compilation of Articles based on the Materials of the International Scholarly Conference, 21–22 November, 2012]. Saratov, 2013. Part 1, pp. 98–105.

Polozova I. V. The Musical Realities of the “Small Court” and the Operatic Legacy of Dmitri Bortnyansky. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1 (26), pp. 6–13. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.006-013.

Semyonov V. N., Semyonov N. N. Saratov dvoryanskiy [Aristocratic Saratov]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2004. 296 p.

Everist M. The Music of Power: Parisian Opera and the Politics of Genre, 1806–1864. Journal of the American Musicological Society. 2014. Vol. 67, No. 3, pp. 685–734.

Gur G. Music and “Weltanschaung”: Franz Brendel and the Claims of Universal History. Music & Letters. 2012. Vol. 93, No. 3, pp. 350–373.

Wang J. Classical Music: a Norm of “Common” Culture Embedded in Cultural Consumption and Cultural Diversity. International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. 2016. Vol. 47, No. 2, pр. 195–205.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.167-172

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.