Казанское отделение Императорского Русского музыкального общества и его роль в развитии музыкальной культуры Волжско-Камского региона

Elena V. Porfirieva

Аннотация


Автор анализирует значение Казанского отделения Императорского Русского музыкального общества
(ИРМО) для развития музыкального образования и музыкальной жизни Волжско-Камского региона первых
десятилетий XX века. Ставится вопрос о влиянии Казанского отделения Общества на музыкальную жизнь
уездных городов, музыкальное просвещение коренных народов Среднего Поволжья. Освещается роль
в организации музыкальных учебных заведений, работавших под эгидой ИРМО, крупного музыкального
деятеля России Рудольфа Гуммерта. Он не только был координатором всех событий, происходящих в концертной
жизни, музыкальном образовании и просвещении Казани, но и стремился к расширению границ влияния
ИРМО на близлежащее культурное пространство, что проявлялось прежде всего в создании музыкальных
учебных заведений академического типа. На материале архивных документов показана деятельность учебных
заведений, открытых при Казанском отделении ИРМО, – Музыкальных классов в Сарапуле и Бесплатного
регентского класса в Казани, – а также история открытия Сарапульского отделения ИРМО. Приведённые
данные свидетельствуют о серьёзном вкладе Казанского отделения в развитие музыкальной жизни региона,
формирование фундамента профессиональных музыкальных культур национальных республик Поволжья.

Ключевые слова: Казанское отделение Императорского Русского музыкального общества, музыкальное
образование, Сарапульские музыкальные классы, Бесплатный регентский класс при Казанском отделении
ИРМО, Рудольф Гуммерт.


Полный текст:

PDF

Литература


Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.

Maklygin A. L. Muzykal'nye kul'tury Srednego Povolzh'ya: Stanovlenie professionalizma [The Musical Cultures of the Middle Volga Region: the Formation of Professionalism]. Kazan: Kazan State Conservatoire, 2000. 311 p.

Porfir'eva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Kazani (konets XVIII – nachalo XX veka) [Musical Education in Kazan (From the Late 18th Century to the Early 20th Century)]. Kazan: Kazan State Conservatoire, 2014. 248 p.

Pyuriyaynen D. M. Naselenie uezdnogo goroda Sarapula vo vtoroy polovine XIX – nachale XX v.: sotsiokul'turnyy aspekt: avtoref. dis. … kand. ist. nauk [The Population of the County Town Sarapul from the Second Half of the 19th to the Early 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of History]. Izhevsk, 2009. 22 p.

Smetannikova A. Yu. The Rostov Section of the Imperial Russian Musical Society: the First Decade of its Work. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 1, pp. 89–94. (In Russ.)

Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.

Tobias E. S. Toward Convergence: Adapting Music Education to Contemporary Society and Participatory Culture. Music Educators Journal. 2013. V. 99. No. 4, pp. 29–36.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.161-166

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.