Одесское отделение Императорского Русского музыкального общества: становление и итоги

Tatiana M. Kaplun

Аннотация


Деятельность Одесского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) в 1884– 1917 годах составляет особую страницу музыкальной истории города. Опираясь на предшествующий опыт музыкальных традиций первой половины ХIX столетия, Одесское отделение за короткий срок выводит музыкальную жизнь города на новую ступень на всех уровнях (концертно-просветительском и образовательном), что позволило Одессе занять в Российской империи значимое положение не только в общественно- культурной жизни, но и в области музыкальной культуры. В результате активной деятельности Отделения ИРМО и открытых при нём Музыкальных классов была активизирована концертная жизнь города, открыты Музыкальное училище (1897) и консерватория (1913) – четвёртая в России, первая на Украине. Бескорыстная помощь, энтузиазм, самоотверженность одесских деятелей культуры, аристократии и меценатов, а также помощь столичного отделения ИРМО и крупнейших музыкантов Петербурга и Москвы (братьев Антона и Николая Рубинштейнов, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Эдуарда Направника, Александра Глазунова и др.) позволили создать высокопрофессиональный уровень музыкальной жизни города. Традиции, заложенные деятельностью Одесского отделения, активно развиваются и в дальнейшем (школа-десятилетка имени Петра Столярского, концертная жизнь филармонии и оперного театра, Международный фестиваль современной музыки «Два дня и две ночи»).

Ключевые слова: Одесское отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), Одесское музыкальное училище, Одесская консерватория, Музыкальные классы, Пётр Сокальский, одесские меценаты.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Deribas A. M. Staraya Odessa. Istoricheskie ocherki i vospominaniya [Old Odessa. Historical Essays and Reminiscences]. Odessa, 1913. 379 p.

Zima T. Yu. Russkoe muzykal'noe obshchestvo kak sotsiokul'turnoe yavlenie v Rossii vtoroy poloviny XIX – nachala XX vekov: avtoref. dis. … d-ra kul'turologii [The Russian Musical Society as a Sociocultural Phenomenon in Russia in the Second Half of the 19th Century and the Early 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Culturology]. Moscow, 2015. 38 р.

Kupert T. Muzykal'noe proshloe Tomska (v pis'makh k A. G. Rubinshteynu) [Tomsk’s Musical Past (in Letters to Anton G. Rubinstein)]. Tomsk, 2006. 787 p.

Maksimenko V. Sem'ya Rubinshteyn i Odessa [The Rubinstein Family and Odessa]. URL: http://www. odessitclub.org/news_club/2006/1008.htm (15.10.2018).

Miroshnichenko S. V. Stanovlenie muzykal'nogo professionalizma v Odesse (dokonservatorskiy period): monografiya [The Formation of Musical Professionalism in Odessa (The Pre-Conservatory Period): Monograph]. Odessa: Astroprint, 2013. 228 p.

Orfeev S. D. Istoriya Odesskoy konservatorii (istoricheskiy ocherk) [History of the Odessa Conservatory (A Historical Essay)]. Odessa, 1963. 67 p. The manuscript is preserved in the library of the Odessa National Nezhdanova Academy of Music.

Rozenberg R. M. Muzykal'naya Odessa [Musical Odessa]. Odessa: Otdel oblastnogo upravleniya po pechati, 1995. 160 p.

Rozenberg R. M. Rol' IRMO v muzykal'noy zhizni Odessy [The Role of the IRMS in the Musical Life of Odessa]. Russkoe muzykal'noe obshchestvo (1859–1917). Istoriya otdeleniy [The Russian Musical Society (1859– 1917). History of the Sections]. Moscow, 2012, pp. 319–336.

Smetannikova A. Yu. The Rostov Branch of the Imperial Russian Musical Society: the First Decade of its Work. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 1 (18), pp. 89–94. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.089-094.

Yudina V. I. Iz istorii kul'turnoy politiki v dorevolyutsionnoy Rossii: Russkoe muzykal'noe obshchestvo vo vtoroy polovine XIX v. [From the History of Cultural Policy in Pre-Revolutionary Russia: Russian Musical Society in the Second Half of the 19th Century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2011, pp. 81–84.

Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.

Rovner Anton А. Contemporary Music in Odessa: the Festival “Two Days and Two Nights of New Music” in April 2017. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 72–77. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.072-077.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.127-132

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.