Практическое музицирование в контексте образовательного процесса Музыкальных классов Императорского Русского музыкального общества на Юге России

Alexandra V. Krylova

Аннотация


В статье рассмотрена деятельность Музыкальных классов Ростовского и Новочеркасского отделений Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) с точки зрения роли практического музицирования в обретении знаний о музыкальном искусстве. Приведена статистика ученических концертов, отмечена системность в их организации, на основе чего сделан вывод о том, что главной особенностью Музыкальных классов при ИРМО была практическая ориентированность обучения. Рассмотрены различные формы музицирования: выступления сольные, а также в составе ансамблей и симфонического оркестра. В репертуар ученических концертов входили преимущественно произведения композиторов классико-романтического периода. Программы камерных ученических утренников или вечеров отличались разнообразием, их познавательная составляющая, как правило, связана с панорамой имён, жанров и форм. Более органичными представляются программы симфонических ученических концертов. Они также нередко составлялись по принципу контраста. Велико значение и оперных ученических постановок. Благодаря активной работе оперных классов ИРМО, учащимися практически осваивались большие пласты оперной западноевропейской и русской классики. В общем образовательном процессе значимую роль играли также и «взрослые» концерты, особенно такие форматы, как монографические, исторические концерты и концерты-лекции.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная жизнь Ростова, музыкальная жизнь Новочеркасска, ученические концерты.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nayki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.

Smetannikova A. Yu. Deyatel'nost' Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva i pervykh tvorcheskikh soyuzov v Rostove-na-Donu rubezha XIX–XX vekov: monografiya [The Activities of the Imperial Russian Musical Society and the First Artistic Unions in Rostov-on-Don at the Turn of the 19th and the 20th Centuries: Monograph]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory, 2017. 296 p.

Smetannikova A. Yu. RABIS i ego rol' v upravlenii muzykal'no-khudozhestvennoy praktikoy v Rostove-na- Donu (1919–1924 gg.) [The Artists’ Union and its Role in the Administration of Musical Artistic Practice in Rostov-on-Don (1919–1924)]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2015. No. 2, pp. 89–94.

Ferris C. The Management of Nineteenth-Century Dublin Music Societies in the Public and Private Spheres: The Philharmonic Society and the Dublin Musical Society. Music in Nineteenth-Century Britain. 2012, pp. 13–31.

Glushkova O. N. P. Troubetskoy an Outstanding Leader of the Moscow Branch of the Russian Musical Society. Advances in Social Science Education and Humanities Research. 2016. Vol. 64, pp. 227–233.

Pfohl J. Arnold Schoenberg, Max Reger and the Society for Private Musical Performances. Osterreichische musikzeitschrift. 2012. Vol. 67, Issue 6, pp. 70–71.

Seddon L. The Other Side of London’s Musical Society: Adela Maddison, Ethel Smyth and Morfydd Owen. British Women Composers and Instrumental Chamber Music in the Early Twentieth Century. Ashgate Publishing, Ltd.: England, 2013. 229 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.120-126

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.