П. И. Чайковский и Русское музыкальное общество. Социокультурный аспект взаимодействия

Elena E. Polotskaya

Аннотация


В статье рассматриваются многогранные отношения между Петром Ильичом Чайковским и Русским музыкальным обществом (РМО) в аспекте их взаимодействия и взаимовлияния. Эти отношения начались в период учёбы Чайковского в Музыкальных классах при РМО, затем в Санкт-Петербургской консерватории, являющейся структурным компонентом РМО. Именно в дирекцию РМО Чайковский писал в 1862 году прошение о зачислении его в консерваторию, именно концерты РМО формировали фундамент его композиторства. Став профессором теории музыки в Московской консерватории, Чайковский вступил в должностные отношения с РМО как вышестоящей организацией: заключал служебные договоры, представлялся к награде, получал материальное вспомоществование. В качестве музыкального критика Чайковский почти десять лет освещал концертную деятельность Общества в прессе. Теснейшим образом связан с РМО творческий путь Чайковского-композитора: он получал от Общества заказы на создание сочинений, местные отделения Общества (прежде всего Московское и Петербургское) предоставляли ему концертные площадки, многие премьеры произведений Чайковского прошли в симфонических и камерных собраниях РМО. Рост количества концертов РМО с музыкой Чайковского ко второй половине 1880-х годов, а затем утрата этого первенства указывают на тенденцию снижения престижа Общества и возрастание авторитета иных концертных организаций в начале 1890-х. Стремлением остановить регресс РМО во многом обусловлена деятельность Чайковского как директора Московского отделения РМО, его участие в концертах Общества по приглашению выдающихся зарубежных музыкантов, а также деятельность Чайковского- дирижёра в период директорства. Столь же исторически значимые предприятия Чайковского-директора связаны со стремлением к поддержанию высокого уровня Московской консерватории, в свете которых рассматриваются его инициативы по утверждению на пост директора консерватории Сергея Ивановича Танеева и приглашению Василия Ильича Сафонова. Таким образом, в статье прослеживается обоюдная значимость взаимодействия Чайковского и РМО в историко-культурном масштабе.

Ключевые слова: Пётр Чайковский, Русское музыкальное общество (РМО), первые консерватории в России, концертная жизнь России второй половины XIX века, прижизненные исполнения музыки Чайковского.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Vaydman P. E., Aynbinder A. G. «…Esli b sud'ba ne tolknula menya v Moskvu…» [“…If Fate had not Incited Me to Go to Moscow…”]. Soyuz tvortsov i prosvetiteley: sb. st. [A Union of Creators and Enlighteners: Collection of Articles]. Ed. and comp. by E. D. Krivitskaya, V. V. Khabarov. Moscow: Kompozitor, 2012, pp. 163–181.

Dni i gody P. I. Chaykovskogo: letopis' zhizni i tvorchestva [P. I. Tchaikovsky’s Days and Years: A Chronicle of Life and Creativity]. Comp. by E. Zaydenshnur, V. Kiselev, A. Orlova, N. Shemanin. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1940. 743 p.

Kaleys A. S. Arkhiv Russkogo muzykal'nogo obshchestva [The Archive of the Russian Musical Society]. Teatr i muzyka: dokumenty i materialy [Theater and Music: Documents and Materials]. Moscow; Leningrad, 1963, pp. 24–56.

Komarov A. V. Ariya «O del mio dolce ardor» iz opery K. V. Glyuka «Paris i Elena»: sud'ba sochineniya v XIX veke, instrumentovka P. I. Chaykovskogo [Aria “O del mio dolce ardor” from K. V. Gluck’s opera “Paride ad Elena”: the Fate of the Work in the 19th Century, the Instrumentation of P. I. Tchaikovsky]. Nasledie: XVIII–XIX veka: sbornik statey, materialov i dokumentov [Heritage: 18th and 19th Century: A Collection of Articles, Materials and Documents]. Issue 2. Moscow, 2013, pp. 296–314.

Larosh G. A. Izbrannye stat'i. V 5 vyp. Vyp. 2: P. I. Chaykovskiy [Selected Articles. In 5 Issues. Issue 2: P. I. Tchaikovsky]. Leningrad: Muzyka, 1975. 368 p.

Letopis' zhizni i tvorchestva V. I. Safonova [Chronicle of Life and Creativity of V. I. Safonov]. Comp. by L. L. Tumarinson, B. M. Rosenfeld. Moscow: Belyy bereg, 2009. 768 p.

Moiseev G. A. Kamernye ansambli P. I. Chaykovskogo [The Chamber Ensembles of P. I. Tchaikovsky]. Moscow: Muzyka, 2009. 296 p.

Tematiko-bibliograficheskiy ukazatel' sochineniy P. I. Chaykovskogo [Thematic and Bibliographical Index of the Works by P. I. Tchaikovsky]. Ed. and comp. by P. Vaydman, L. Korabel'nikova, V. Rubtsova. Moscow: P. Yurgenson, 2006. 1194 p.

Chaykovskiy i zarubezhnye muzykanty. Izbrannye pis'ma inostrannykh korrespondentov [Tchaikovsky and Musicians from Other Countries. Selected Letters of Correspondents from Other Countries]. Comp. by N. A. Alekseev. Leningrad: Muzyka, 1970. 240 p.

Chaykovskiy i Taneev. Pis'ma [Tchaikovsky and Taneyev. Letters]. Ed. and comp. by V. A. Zhdanov. Moscow: Goskul'tprosvetizdat, 1951. [XI], 557 p.

Chaykovskiy P. I. Polnoe sobranie sochineniy. T. II–XVII: Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Compilation of Complete Works. Vol. II–XVII: Literary Works and Correspondence]. Moscow: Muzgiz – Muzyka, 1953–1981.

Chaykovskiy P. I., Yurgenson P. I. Perepiska. V 2 t. T. 2: 1886–1893 [Correspondence. In 2 Vol. Vol. 2: 1886– 1893]. Ed. and comp. by P. Vaydman. Moscow: P. Yurgenson, 2013. 664 p.

Epizody zhizni P. I. Chaykovskogo v dokumentakh. Publikatsiya A. G. Aynbinder [Episodes from P. I. Tchaikovsky’s Life in Documents. Publication of A. G. Ainbinder]. Neizvestnyy Chaykovskiy [The Unknown Tchaikovsky]. Scientific ed. and comp. by P. E. Vaydman. Moscow: P. Yurgenson, 2009, pp. 301–344.

Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. // Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.

Sundkvist L. Ein bisher unbekannter Brief Čajkovskijs, Paris, 18 März 1888, an Louis Diémer. Tschaikowsky- Gesellschaft. 2013. Mitteilungen 20. S. 156–167.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.080-090

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.