К вопросу об интерпретации фортепианных произведений С. С. Прокофьева

Tatiana V. Safonova, Zinaida V. Fomina

Аннотация


Анализ исполнительских интерпретаций фортепианных произведений Прокофьева осуществлён в статье
с позиций герменевтического подхода. Интерпретация рассматривается как способ существования музыкального произведения, требующий активного творческого соучастия исполнителя в воссоздании авторского замысла. Особое место уделено вопросу о границах интерпретации: подчёркивается необходимость проникновения в глубинные смысловые слои исполняемого произведения, движения к постижению авторского замысла и недопустимость вольного обращения с музыкальным текстом. Развивается мысль о том, что характер интерпретации, её адекватность и убедительность зависят не только от профессионального уровня музыканта, но и от величины и значительности личности исполнителя. Утверждается, что анализ различных интерпретаций того или иного произведения позволяет не только определить духовные ориентиры и ценностные предпочтения исполнителя, но и духовную атмосферу общества, в котором он творит, востребованность тех настроений
и смыслов, которые несёт музыка композитора. Высказывается предположение о том, что активное обращение современных исполнителей к произведениям Прокофьева обусловлено характером напряжённой исторической ситуации в мире, формирующей ощущение тревоги и подавленности: в прокофьевской музыке привлекает устремлённость к свету, уверенность и оптимизм. Рассмотрены интерпретации фортепианных произведений Прокофьева, представленные именами С. Рихтера, М. Гринберг, Э. Гилельса, М. Аргерих, Н. Петрова и современных исполнителей – А. Гаврилова, Е. Кисина, Д. Трифонова, Г. Соколова.

Ключевые слова: С. С. Прокофьев, фортепианные произведения, исполнительская интерпретация, авторский замысел.


Полный текст:

PDF

Литература


Alfeevskaya G. S. Istoriya otechestvennoy muzyki XX veka: S. S. Prokof'ev, D. D. Shostakovich, G. V. Sviridov, A. G. Shnitke, R. K. Shchedrin [History of 20th Century Russian Music: Sergei Prokofiev, Dmitri Shostakovich, Georgy Sviridov, Alfred Schnittke, Rodion Shchedrin]. Moscow: Vlados-Press, 2009. 159 p.

Gordon G. B. Emil' Gilel's. Za gran'yu mifa [Emil Gilels. Beyond the Myth]. Moscow: Klassika-XXI, 2007. 171 p.

Del'son V. Yu. Fortepiannoe tvorchestvo i pianizm Prokof'eva [The Piano Compositions and Piano Technique of Prokofiev]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1973. 287 p.

Martynova S. Iz perepiski Prokof'eva [From Prokofiev's Correspondence]. Sergey Prokof'ev: Pis'ma. Vospominaniya. Stat'i [Sergey Prokofiev: Letters. Memoirs. Articles]. Moscow, 2007, pp. 148–178.

Mendel'son-Prokof'eva M. A. Vospominaniya o Sergee Prokof'eve. Fragment: 1946–1950 gody [Mendelssohn- Prokofiev M. A. Memoirs of Sergei Prokofiev. Fragment: 1946–1950]. Sergey Prokof'ev. Vospominaniya. Pis'ma. Stat'i [Sergey Prokofiev. Memoirs. Letters. Articles]. Moscow, 2004, pp. 5–226.

Ovchinnikov M. O romanticheskikh tendentsiyakh v interpretatsiyakh fortepiannykh proizvedeniy S. Prokof'eva sovetskimi pianistami [About the Romantic Tendencies in Interpretations of Prokofiev’s Piano Works by Soviet Pianists]. Moskovskiy muzykoved [The Moscow Musicologist]. Issue 2. Moscow, 1991, pp. 78–88.

Safonova T. V. Metafizicheskaya sostavlyayushchaya v tvorchestve S. S. Prokof'eva [The Metaphysical Component in the Works of Sergei Prokofiev]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2011. 156 p.

Fomina Z. V. Avtor kak problema teoreticheskoy refleksii v kul'turnom prostranstve postmoderna [The Author as an Issue of Theoretical Reflection in the Cultural Space of the Post-Modern Era]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Present-Day Issues of Scholarship and Education]. 2012. No. 3. URL: http://www.rae.ru/fs/.

Fomina Z. V. Filosofiya muzyki [The Philosophy of Music]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2011. 208 p.

Chemberdzhy V. N. XX vek Liny Prokof'evoy [The 20th Century of Lina Prokofiev]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 336 p.

Shnitke A. G. Slovo o Prokof'eve [A Few Words about Prokofiev]. Besedy s Al'fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow, 2005, pp. 209–214.

Eko U. Otkrytoe proizvedenie [Ecco U. An Open Work]. St. Petersburg: Akademicheskiy proekt, 2004. 384 p.

Giroud V. Nicolas Nabokov: a Life in Freedom and Music. Oxford and New York: Oxford University Press, 2015. 584 p.

Khait J. To Sing or Not to Sing: the Signification of Operatic Mode of Utterance in Sergey Prokofiev’s Betrothal in A Monastery. Art of Music. Theory and History. 2017 № 16, pp. 21–44.

Manzoni S. Music and Literature at the Time of Soviet Union. Art of Music. Theory and History. 2017. No. 16, pp. 207–211.

Morrison S. Prokofiev: Reflections on an Anniversary, And A Plea for a New Critical Edition. Art of Music. Theory and History. 2017. No. 16, pp. 5–20.

The Leonard Bernstein Letters. Ed. by Nigel Simeone. New Haven: Yale University Press, 2013. 606 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.171-178

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.