Четвёртая симфония М. Д. Смирнова. По прочтении романа А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

Anna V. Mugalimova

Аннотация


Статья посвящена Четвёртой симфонии уральского компо-
зитора Михаила Дмитриевича Смирнова (1929–2006). Соз-
данная под впечатлением произведения А. Солженицына,
симфония имеет авторский подзаголовок «По прочтении
романа А. И. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”». Написан-
ное в 1990 году, сочинение Смирнова стало одним из пер-
вых откликов на творчество писателя в музыке. В первой
части острота конфликтных столкновений образов доведена
до высочайшего уровня трагедии. Вторая часть – своеобраз-
ное Danse macabre. Третья часть близка инструментальному
реквиему. Как одну из главных стилистических особенно-
стей Четвёртой симфонии автор статьи выделяет опору на
древнейший фольклорный жанр – плач-причитание, вы-
ступающий символом народного страдания, горя. Компо-
зитор развивает в симфонии интонационно-тематический
комплекс плача, используя метод жанровой трансформации.
Тем самым достигается высокая степень обобщения траги-
ческого содержания.

Ключевые слова: композиторы России, Михаил Смир-
нов, симфония, плач-причитание

Полный текст:

PDF

Литература


Bobrovskiy V. Funktsional’nye osnovy muzykal’noy formy [The Functional Foundations of Musical Forms]. Moscow: Muzyka Press, 1978. 332 p.

Grigor’eva G. Muzykal’nye formy XX veka: uchebnoe posobie k kursu «Analiz muzykal’nykh proizvedeniy» [20th Century Musical Forms: a Tutorial Manual for the Course “Analysis of Musical Compositions”]. Moscow: VLADOS, 2004. 175 p.

Vasina-Grossman V. Muzyka i poeticheskoe slovo. Ch. 1. Ritmika [Music and the Poetical Word. Part 1. Rhythm]. Moscow: Muzyka Press, 1972. 150 p.

Kazantseva L. Osnovy teorii muzykal’nogo soderzhaniya: uchebnoe posobie [The Fundamentals of the Theory of Musical Content: a Tutorial Manual]. Astrakhan: Fakel, 2001. 368 p.

Mazel’ L., Tsukkerman V. Analiz muzykal’nykh proizvedeniy [Analysis of Musical Compositions]. Moscow: Muzyka Press, 1967. 750 p.

Sabinina M. Shostakovich-simfonist. Dramaturgiya, estetika, stil’ [Shostakovich the Symphonist. Dramaturgy, Aesthetics, Style]. Moscow: Muzyka, 1976. 465 p.

Sinetskaya T. Kompozitory Yuzhnogo Urala [Composers of the Southern Urals]. Chelyabinsk: Dom Pechati, 2003. 352 p.

Kholopov Yu. Muzykal’nye formy klassicheskoy traditsii: stat’I, materialy [Musical Forms of the Classical Tradition: Articles and Materials]. Edited and Compiled by T. Kyuregyan. Moscow: Moscow Conservatory, 2012. 564 p.

Kholopova V. Muzykal’nye emotsii [Musical Emotions]. Moscow: Moscow Conservatory, 2010. 348 p.

Kholopova V. Teoriya muzyki: melodika, ritmika, faktura, tematizm: uchebnoe posobie [Theory of Music: Melody, Rhythm, Texture, Thematicism: Textbook]. Second Edition. St. Petersburg: Lan, 2010. 368 p. (Uchebniki dlya vuzov. Spetsial’naya literatura) [Textbooks for Institutes of Higher Education. Specialized Literature].

Kholopova V. Formy muzykal’nykh proizvedeniy: uchebnoe posobie [Forms of Musical Compositions: Tutorial Manual]. Third Edition. St. Petersburg: Planet Music, 2006. 496 p. (Uchebnik dlya vuzov. Spetsial’naya literatura) [Textbooks for Institutes of Higher Education. Specialized Literature].

Tsukkerman V. Vyrazitel’nye sredstva liriki Chaykovskogo [The Expressive Means of Tchaikovsky’s Lyricism]. Moscow: Muzyka Press, 1971. 245 p.

Chernova T. Dramaturgiya v instrumental’noy muzyke [Dramaturgy in Instrumental Music]. Moscow: Muzyka Press, 1984. 144 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.