Всеобщее искусствознание: теория и практика

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Многовековая традиция наук, связанных с художественной культурой, почти всегда была ориентирована
на раздельное восприятие каждой из отраслей искусствознания. Ныне намечаются подступы к формированию
всеобщего (универсального) искусствознания как науки, стремящейся к всеобъемлющему охвату множественного
ареала основных фактов, имён, явлений и тенденций мировой художественной культуры. Становление этой
метанауки корреспондирует приобретающим всё бóльшую актуальность процессам глобализации человеческого
сознания. Автор утверждает, что мультидисциплинарный подход самым настоятельным образом требует
использования в художественных исследованиях кластерной технологии, что в данном случае подразумевает
интеграцию ресурсов различных отраслей искусствознания для комплексного освоения художественного
пространства во всём его многообразии. При этом необходимо использовать метод художественного анализа, при
котором стержневой становится концепционная основа произведений. Всем этим открывается перспектива выхода
за пределы специальной научной дисциплины к горизонтам общезначимого гуманитарного знания с построением
художественной картины мира. Осознавая искусство как свидетельство породившей его эпохи, оценивая его как
своеобразный инструмент познания, выявляя его возможности в плане моделирования облика мира и человека,
мы приобретаем богатейшие, пока мало изученные ресурсы красочной и многомерной исторической памяти,
позволяющей существенно расширить и обогатить наши представления. В образовательной среде формирование
обновлённого миропонимания, осуществляемое при участии всеобщего искусствознания, наилучшим образом
позволяет реализовать базовый предмет «Мировая художественная культура». Для разработки изложенной
концепции в Саратовской консерватории создан единственный в российских вузах «Центр комплексных
художественных исследований». Руководитель центра – доктор искусствоведения, профессор А. И. Демченко.

Ключевые слова: всеобщее искусствознание, мультидисциплинарный подход, концепционный метод,
художественная картина мира, Саратовская консерватория, Центр комплексных художественных исследований.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Aristotel'. Soch. V 4 t. T. 4: Poetika [Aristotle. Works. In 4 Volumes. Volume 4: Poetics]. Moscow, 1983. 832 p.

Belinskiy V. G. Poln. sobr. soch. V 13 t. T. 10 [Compilation of Complete Works. In 13 Volumes. Volume 10]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1956. 474 p.

Demchenko A. I. Kartina mira v iskusstve Rossii nachala XX veka: issledovanie [A Picture of the World in Russian Art of the Early 20th Century: A Research Work]. Moscow: Kompozitor, 2005. 262 p.

Demchenko A. I. Lion Feykhtvanger: ocherk tvorchestva [Lyon Feuchtwanger: Essay on his Creativity]. St. Peterburg: Palmira, 2005. 64 p.

Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe: ucheb. posobie [World Artistic Culture as a Systemic Whole: A Textbook]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 525 p.

Hatt M., Klonk C. Art History: A Critical Introduction to Its Methods. Manchester: Manchester University Press, 2006. 250 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.102-108

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.