Некоторые драматургические и композиционные особенности ранних опер Ф. Гласса

Elena V. Kiseyeva

Аннотация


Статья посвящена вопросу обновления оперного жанра в творчестве Ф. Гласса. Этот процесс обозначился
в американском музыкальном театре в конце 1970-х и в 1980-е годы и способствовал возрождению интереса
к наиболее консервативному по меркам того времени жанру в творчестве современных американских и
западноевропейских композиторов. Реформа оперного жанра, впоследствии изменившая представление о самой
сути музыкально-театрального спектакля как художественного явления, осуществлялась под непосредственным
воздействием эстетических идей театрального экспериментализма, музыкального минимализма, концептуализма.
В статье рассматриваются драматургические и композиционные проблемы, связанные с внедрением в оперный
жанр принципов, характерных для новой формы представления, сложившейся в европейском авангардном
и американском экспериментальном театре. Ранние сочинения Ф. Гласса – оперы «Эйнштейн на берегу»,
«Сатьяграха», «Эхнатон», которые композитор объединил в трилогию, последовательно воплощают идеи
обновления оперного спектакля. В исследовании обозначены традиции «театра жестокости», «эпического
театра», «театра абсурда» (А. Арто, Б. Брехт, С. Беккет), оказавшие влияние на музыкально-театральное мышление
композитора, определены особенности воплощения принципов нелинейной драматургии, охарактеризованы
способы конструирования смысла, рассмотрены приёмы композиционной организации, опирающиеся на
музыкально-языковые новации Ф. Гласса, выработанные в инструментальной музыке.

Ключевые слова: американский музыкальный театр, ранние оперы Ф. Гласса, «Эйнштейн на берегу»,
«Сатьяграха», «Эхнатон», обновление оперного жанра.


Полный текст:

PDF

Литература


Vysotskaya M. S., Grigor'eva G. V. Muzyka XX veka: ot avangarda k postmodernu [Music of the 20th Century: from the Avant-garde towards Postmodernism]. Moscow: Moscow Conservatory Press, 2011. 440 p.

Dubinets E. A. Made in the USA: Muzyka – eto vse, chto zvuchit vokrug [Made in the USA: Music is Everything that Sounds Around Us]. Moscow: Kompozitor, 2006. 412 p.

Krom A. E. «Klassicheskaya faza» amerikanskogo muzykal'nogo minimalizma: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The “Classical Phase” of American Musical Minimalism: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Nizhny Novgorod, 2011. 57 p.

Manulkina O. B. Ot Ayvza do Adamsa: amerikanskaya muzyka XX veka: monografiya [From Ives to Adams: American Music of the 20th Century: Monograph]. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2010. 784 p.

Glass Ph. Music by Philip Glass. Da Capo Press, 1995. 226 p.

Glass Ph. Words Without Music: A Memoir. W. W. Norton & Company, 2015. 288 p.

Novak Je. Postopera: Reinventing the Voice-Body. Routledge, 2016. 192 p.

Novak Je., Richardson J. Einstein on the Beach: Opera Beyond Drama. Routledge, 2017. 261 p.

O’Connell S. Opera and the Media Industries. Opera in the Media Age: Essays on Art, Technology and Popular Culture. Jefferson, NC: McFarland, 2014, pp. 32–43.

Richardson J. Singing Archaeology: Philip Glass's Akhnaten. University Press of New England, 1999. 294 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.058-064

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.