Шикапшина как национальный символ культуры адыгов (черкесов)

Beslan G. Ashkhotov

Аннотация


В статье рассматривается история бытования народного музыкального хордофона шикапшины (группа
смычковых шейковых лютней). Показаны функциональная роль и значение инструмента в традиционной
культуре адыгов, процесс возрождения и этапы модернизации в меняющихся социокультурных условиях
XIX–XX веков. Сфера участия шикапшины в жизни и судьбе народа в прошлом была многогранной.
Инструмент являлся своеобразным коммуникативным каналом межпоколенной трансмиссии этнической
культуры. Активный носитель фольклорных традиций, мудрец, поэт, песнотворец и исполнитель (джэгуакIуэ)
на шикапшине пользовался в социуме непререкаемым авторитетом и искренней любовью, отождествляя
самоценную народную культуру и её общественный статус. Шикапшина применялась как сольно, так
и в ансамбле в жанрах инструментальной и танцевальной музыки, могла сопровождать обрядовые, эпические
(нартские), историко-героические песни. В большей степени шикапшина созвучна песням-сетованиям
и очистительным песням.

Ключевые слова: этническая культура, адыги (черкесы), музыкальные инструменты адыгов, шикапшина
как тип смычковых шейковых лютней.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Ashkhotov B. G. The Unfading Values of Traditional Culture. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2014. No. 3 (16), pp. 25–29.

Ashkhotov B. G. On the Ontological Foundations of the Adyghe Genre of Nart Pshinatley. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2010. No. 1 (6), pp. 41–49.

Ashkhotov B. G. Traditsionnaya kul'tura i tsivilizatsiya. Istoricheskiy rakurs oppozitsionnogo rassmotreniya [Traditional Culture and Civilization: Тhe Historical Perspective of an Oppositionary View]. Sotsiokul'turnye problemy kavkazskogo regiona v kontekste globalizatsii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 14–16 maya 2007 g. [The Sociocultural Issues of the Caucasus Region in the Context of Globalization: Proceedings of the Russian Scholarly and Practical Conference May 14–16, 2007]. Nalchik, 2007, pp. 98–107.

Ashkhotov B. G. Formy i funktsii vzaimodeystviya pesennogo tvorchestva i instrumental'noy muzyki [Forms and Functions of Interaction of Song Creativity and Instrumental Music]. Ashkhotov B. G. Adygskoe narodnoe mnogogolosie: fenomen podvizhnogo burdona [Adyghe Folk Polyphony: the Phenomenon of a Mobile Bourdon]. Saarbrucken, Deutschland: Palmarium Academic Publishing, 2015. 453 p.

Bell Dzh. Dnevnik prebyvaniya v Cherkesii v techenie 1837, 1838, 1839 gg. [Bell J. Diary of My Sojourn in Circassia During 1837, 1838 and 1839]. Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII–XIX vv. [The Adyghes, Balkars and Karachayans in the Reports by European Authors from the 13th to the 19th Centuries]. Edited by V. K. Gardanov. Nalchik, 1974, pp. 329–352.

Vil'gel'm de Rubruk. Puteshestvie v vostochnye strany Vil'gel'ma de Rubruk v leto blagosti [Wilhelm de Rubrouck. Journey to the Eastern Countries of Wilhelm de Rubrouk in the Years of Goodness]. Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII–XIX vv. [The Adyghes, Balkars and Karachayans in the Reports by European Authors from the 13th to the 19th Centuries]. Edited by V. K. Gardanov. Nalchik, 1974, pp. 329–352.

Gellanik Mitilenskiy. O narodakh [Hellanicus of Mytilene. About Peoples]. Antichnye istochniki o Severnom Kavkaze [Ancient Sources about the North Caucasus]. Compiled by B. M. Atalikov. Nalchik, 1990, p. 16.

Matsievskiy I. V. Adygskoe narodnoe mnogogolosie (Ob issledovanii B. G. Ashkhotova) [Adyghe Folk Polyphony (About the Study of B. G. Ashkhotov)]. Matsievskiy I. V. V prostranstve muzyki [In the Space of Music]. Volume 2. St. Petersburg, 2013, pp. 103–108.

Nikolai Damasskiy. Svod strannykh zakonov [Nicolaus Damascenus. A Code of Strange Laws]. Antichnye istochniki o Severnom Kavkaze [Ancient Sources about the North Caucasus]. Compiled by B. M. Atalikov. Nalchik, 1990, p. 56.

Rudichenko T. S. Traditional Musical Culture in the Modern World. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 2 (13), pp. 23–28.

Sokolova A. N. Traditsionnaya instrumental'naya kul'tura zapadnykh adygov: sistemno-tipologicheskoe issledovanie: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Traditional Instrumental Culture of the Western Adyghes: a Systemic-Typological Study: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. St. Petersburg, 2006. 41 p.

Taneev S. I. O muzyke gorskikh tatar [About the Music of Mountain Tatars]. Pamyati S. I. Taneeva [In Memoriam Sergei Taneyev]. Moscow: Muzgiz, 1947, pp. 195–211.

Thebu de Marin'i E. Poezdki v Cherkesiyu [Taitbout de Marigny E. Trips to Circassia]. Compiled and translated from the French by C. A. Malbakhov. Nalchik: Ehl-Fa, 2006. 208 p.

Kharaeva F. F. Traditsionnye muzykal'nye instrumenty i instrumental'naya muzyka adygov: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Traditional Musical Instruments and Instrumental Music of the Circassians: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2000. 29 p.

Khashba I. M. Abkhazskie narodnye muzykal'nye instrumenty [Abkhaz Folk Musical Instruments]. Suhumi: Alashara, 1967, 239 p.

Shu Sh. Adygskie narodnye muzykal'nye instrumenty [Circassian Folk Musical Instruments]. Kul'tura i byt adygov [The Culture and Way of Life of the Circassians]. Issue 1. Maykop, 1977. 158 p.

Jordania Joseph M. Who Asked the Fust Question? Origins of Human Choral polyphony, Intelligence, Language and Speech. Tbilisi state University, International Research for Traditional Polyphony. Tbilisi, 2006, pp. 134–142.

Sokolova A. Zhu – Vocal Part of Adyghe Traditional Instrumental Polyphony. The Fourth International Symposium on Traditional Polyphony. Ed. by R. Tzurtzumia, J. Jordania. Tbilisi, 2010, pp. 267–291.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.097-105

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.