Стилевые особенности песенного фольклора Белгородско-Курского пограничья: локальный аспект
Аннотация
Содержание статьи раскрывает музыкальную стилистику песен разных жанров локальной традиции села
Подольхи Прохоровского района Белгородской области как яркий пример традиционной песенной культуры
Белгородско-Курского Попселья (территория бассейна реки Псёл). Исследование выявило бытование
календарно-земледельческих песен (весенние, летние), для которых характерен узкий звуковой объём,
простейшая моторная ритмика, лаконичные композиционные структуры, гетерофонная фактура. Цельность
и архаичность народной песенности проявилась в широком распространении карагодов (разновидность
хоровода, движение по кругу с песней), танков (движение по кругу с песней, взявшись за руки), «ширинок»
(хороводы с полотенцами), самобытной формы «гульбы» (народное празднование), развитого мужского
хореографического начала «хозунов». Свадебные карагодные песни исполняются в быстром темпе под пляску,
имеют общую композиционную структуру и «алилёшный» припев (припев со словами «алилей», «лёли-
лёли», «ладу-ладу», «душель моя»). В текстах этих жанров преобладает силлабическое стихосложение, имеют
место и напевы с тоническим стихом. Диапазон карагодных, таночных и свадебных песен базируется на
кварто-квинтовой основе. Секстовый амбитус (звуковой объём лада) некоторых песен объясняется терцовой
надстройкой верхнего голоса основному. Мелодическая композиция реализуется посредством варьированного
повторения одной ладоинтонационной модели. Певческая манера – крепкая, напряжённая, ввиду чего бытует
выражение «кричать» или «скричать» песню.
Ключевые слова: певческая традиция, стилевые особенности, карагод, «танок», «гульба», звуковой объём,
ритмика, композиционная структура, гетерофония.
Полный текст:
PDF (English)Литература
Alexeyeva Irina V. The Study of Structural Organization of Monophonic and Polyphonic Musical Texts as an Issue of Musical Scholarship. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 110–117. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.110-117.
Golenishcheva Ekaterina E., Kulapina Olga I. From the History of 19th Century Russian Folk Music Studies: from Empirical Study to Theory. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 90–96. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.090-096.
Zhirov M. S., Zhirova O. Ya. Traditsii narodnoy khudozhestvennoy kul'tury Prokhorovskogo rayona [The Traditions of the Folk Artistic Culture of the Prokhorov District]. Belgorod: Belgorod State Universal Scholarly Library, 2001. 154 p.
Karacharov I. N. Pesennaya traditsiya basseyna reki Psel (Belgorodsko-Kurskoe pogranich'e) [The Song Tradition of the Psyol River Basin (The Border Area between the Belgorod and the Kursk Regions)]. Belgorod: Krest'yanskoe delo, 2004. 422 p.
Mekhnetsov A. M. Tipicheskoe v prirode i formakh fol'klora [Typical in the Nature and the Forms of Folklore]. Zvuk v traditsionnoy narodnoy kul'ture: sb. nauch. st. [Sound in Traditional Folk Culture: a Collection of Scholarly Articles]. Comp. by N. N. Gilyarova. Moscow: Nauchtekhlitizdat, 2004, pp. 22–54.
Propp V. Ya. Poetika fol'klora: sobr. tr. [The Poetics of Folklore: Compilation of Works]. Moscow: Labirint, 2000. 239 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.082-096
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.