Полифонические произведения в форме старинных танцев в условиях ансамблевого музицирования

Liudmila N. Shaymukhametova

Аннотация


Музыкальную культуру барокко отличают две первостепенные традиции: интерес к танцам
и одновременно – к ансамблевому музицированию. Обе нашли отражение в многочисленных жанровых
разновидностях клавирных танцевальных пьес, представляющих возможность вариантного исполнения
их в двух разных сюжетах: танцевальном и представляющем сцены музицирования. Исполняемые
в ансамблевой форме танцы предполагали вариантное развёртывание и многократное переизложение
первоначального клавирного эскиза для меняющегося инструментального состава. Творческим результатом
становилось преобразование свёрнутого в клавир эскиза в вариации, дубли, исполнительские переложения
и аранжировки.
В дальнейшем при смене «танцевальной» доминанты и с расцветом сольного концертного
исполнительства эта традиция утратила значение: двустрочные эскизы стали озвучиваться сольно (именно
так, вопреки их предназначению, к примеру, исполняются сейчас «Инвенции» И. С. Баха, пьесы из «Нотных
тетрадей» Анны Магдалены, Вильгельма Фридемана, «Нотные тетради» семьи Леопольда Моцарта и др.).
Возрождение креативных ансамблевых форм бытовой музицирующей практики барокко реально возможно
в современном преподавании фортепианного ансамбля при актуализации партитурных признаков
клавирного текста путём его развёртывания в 4, 6, 8 рук, на двух роялях (в том числе с участием клавишного
синтезатора). Подобная практика адекватно отражает традицию музицирования барокко как ансамблевой
культуры и соответствует представленным во многих клавирных текстах признакам quasi-оркестровых
звучностей. В статье показаны примеры адаптации технологии развёртывания клавирного текста в quasi-
оркестровую партитуру на репертуаре начинающих пианистов из раздела программы «Полифонические
произведения в форме старинных танцев».

Ключевые слова: старинные танцы, клавирная музыка барокко, ансамблевое музицирование, полифония
в детской музыкальной школе.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseeva I. V. Intonatsionnaya leksika zapadnoevropeyskogo barokko (na primere basso-ostinatnykh zhanrov): ocherk [Intonational Vocabulary of the Western European Baroque (on the Example of the Basso-Ostinato Genres): an Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of the Arts, 2002. 28 p.

Bayazitova D. I. Semanticheskie figury plasticheskoy etimologii v tekste p’es detskogo fortepiannogo repertuara: ocherk [The Semantic Figures of Plastic Etymology in the Musical Text of Pieces from the Piano Repertoire for Children: an Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of the Arts named after Zagir Ismagilov, 2007. 42 p.

Gordeeva E. V. Muzykal’naya leksikografiya stsen i obrazov muzitsirovaniya v klavirnykh p’esakh «Frantsuzskikh syuit» I. S. Bakha [The Musical Lexicography of Scenes and Images of Musicianship in the French Suites by J. S. Bach]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2008. No. 1 (2), pp. 198–202.

Gordeeva E. V. Praktika ansamblevogo muzitsirovaniya i klavirnyy tekst barokko [The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Keyboard Musical Text]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 72–79. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.

Kirichenko P. V. Tvorcheskoe vzaimodeystvie nachinayushchego pianista s klavirnym tekstom barokko [Creative Interaction of the Beginning Pianist with the Keyboard Musical Texts from the Baroque Period]. Muzykal’nyy tekst i ispolnitel’: sb. st. [The Musical Text and the Performer: A Compilation of Articles]. Edited and Compiled by L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2004, pp. 57–70.

Kreativnoe obuchenie v Detskoy muzykal’noy shkole: Nauchno-metodicheskiy vestnik Laboratorii muzykal’noy semantiki: Prilozhenie k rossiyskomu spetsializirovannomu zhurnalu «Problemy muzykal’noy nauki» [Creative Education in Children’s Music Schools: Scholarly and Methodological Bulletin of the Laboratory of Musical Semantics: Supplement to the Russian Specialized Journal “Music Scholarship”]. Author and Project Manager L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2008. No. 3. 28 p.

Kuznetsova N. M. O semanticheskikh modelyakh muzykal’nogo dialoga v instruktivnykh sochineniyakh I. S. Bakha dlya klavira (na primere «Notnoy tetradi Anny Magdaleny Bakh») [On the Semantic Models of Musical Dialogue in the Instructional Compositions of J. S. Bach for the Keyboard (on the Example of the “Notebook of Anna Magdalena Bach”)]. Iz opyta raboty pedagoga-muzykanta: sb. st. Vyp. 2 [From the Experience of the Music Teacher: A Compilation of Articles. Issue 2]. Academic editor L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2015, pp. 16–25.

Margulis V. I. Ob ispolnitel’skikh ukazaniyakh v klavirnoy muzyke I. S. Bakha [On Performance Instructions in the Keyboard Music by J. S. Bach]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1974. No. 8, pp. 68–72.

Morein K. N. Klavirnyy urtekst kak ansamblevaya partitura v khudozhestvennoy kul’ture barokko [The Keyboard Urtext as an Ensemble Score in the Practice of the Baroque]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1, pp. 98–102.

Permyakova S. E. «Zanimatel’naya instrumentovka» v fortepiannom klasse DMSh. Vyp. 5. Tantseval’nye p’esy barokko: metod. razrabotka dlya mladshikh klassov s mul’timediynym prilozheniem [“Entertaining Instrumentation” in the Piano Class of the Music School. Issue. 5. Baroque Dance Pieces: Methodological Development for Junior Classes with a Multimedia Application]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, 2016. 16 p.

Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 266 p.

Shaymukhametova L. N., Kirichenko P. V. Intonatsionnye etyudy v klasse fortepiano. Rolevye igry i zadaniya po kompozitsii (na materiale klavirnoy muzyki zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII–XVIII vv.) [Intonation Etudes in the Piano Class. Role-Playing Games and Tasks on Composition (Based on Clavier Music by Western European Composers of the 17th–18th Centuries)]. Ufa, 2002. 128 p.

Gareyeva Margarita A. The 19 Minuets by Leopold Mozart as an Example of the 18th Century School of Chamber Music Performance. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 57–67. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.057-067.

Love Stefan C. Historical Hypermetrical Hearing: Cycles and Schemas in the String-Quartet Minuet. Music Theory Online. 2015. Vol. 21, Issue 3. URL: http://www.mtosmt.org/issues/mto.15.21.3/mto.15.21.3.love.pdf (15.12.17).

McKee E. Influences of the Early Eighteenth-Century social Minuet on the Minuets from J. S. Bach’s ‘French Suites, BWV 812-17’. Music Analysis. 1999. Vol. 18, Issue 2, pp. 235–260. DOI: 10.1111/1468-2249.00092.

Strohm Reinhard. Musical Migration in Renaissance and Baroque. Österreichische Musikzeitschrift [Austrian Music Magazine]. 2017. Vol. 72, Issue 2, pp. 6–10.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.156-165

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.