Контркультура и визуальная аура рок-музыки

Victor O. Pigulevsky, Liudmila A. Mirskaya

Аннотация


Рок-музыка, родившаяся в середине XX века, сопровождалась духом бунтарства и скандалами.
Для воплощения протестных настроений понадобился особый графический язык, нарушавший правила
типографики в оформлении альбомов, плакатов, флаеров и журналов, фэшн-фотографий и концертов
музыкантов. Сложились общие закономерности: вписывание материала в основные художественные течения
и специфические особенности, продиктованные идеями дизайнеров и музыкантов. Среди направлений
«классического рока» наибольший графический эффект получил стиль психоделик (psychedeliс) с радужными
цветами и арабесками. Рок-группы создавали собственный имидж, визуализировали шоу световыми
эффектами. К середине 1970-х графика психоделического стиля породила пласт андеграунда, противостоявший
массовой культуре: панк-графику (punk graphic), гранж (grunge), андеграундную прессу (underground press),
подпольный комикс (underground comics). В конце ХХ века в рок-музыке стал доминировать мейнстрим
– безличная тенденция без ярко выраженных стилистических особенностей. В графическом дизайне возникли
гетерогенные и фрагментарные тенденции, которые выразились в оформлении постеров и музыкальных
альбомов. В целом графический язык рок-культуры связан не столько с направлениями рок-музыки, сколько
с образно-смысловыми установками бунтарского духа.

Ключевые слова: рок-музыка, контркультура, психоделика, фэнзины, панк-графика, гранж, концертный
постер, обложка альбома, дресс-код.


Полный текст:

PDF

Литература


Gankin L. Dizayn rok-musykal’nikh al’bomov 1960–70-kh gg.: Semantika, stilistika, struktura [Design of Rock-Music Albums 1960–70: Semantics, Styling, Structure]. Zvuki.ru. URL: http://www.zvuki.ru/R/P/22772/.html (27.12.2017).

Kuz’mina V. A. Psikhodelicheskoe iskusstvo. Mezhdu arkhaikoy i sovremennost’yu [Psychedelic Art. Between Archaism and Modernity]. Moscow: GII, 2003. 202 p.

Markuze G. Eros i tsivilisatsiya [Marcuse G. Eros and Civilization]. Мoscow: Ermak, 2003. 312 p.

Mirskaya L. A. Discurse nochnogo zhelaniya [Discourse of Night Desire]. Noch, ritualy iskusstvo, razvlecheniya [Night: Rituals, Art, Amusement]. Moscow, 2008, pp. 69–75.

Savitskaya E. A. Progressiv-rok: Geroi i sud’by [Progressive Rock. Heroes and Fates]. Мoscow: Rock-express, 2015. 304 p.

Syrov V. A. Stilisticheskie metamorfozy roka, ili Рut’ k «tret’ey» muzyke [Stylistic Metamorphoses of Rock, or the Path to the “Third” Music]. Nizhny Novgorod: University of Nizhny Novgorod, 1997. 209 p.

Alleyne M. After the Storm: Hipgnosis, Storm Thorgerson, and the Rock Album Cover. Rock Music Studies. 2014. Vol. 1, No. 3, pp. 251–261.

Aynsley J. A Century of Graphic Design. Mitchell & Beazley: L., 2001. 256 p.

Benedict B. Phonographies: Contemporary Album Cover Art & Design Text. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1977. 137 p.

De Ville N. Album: Style and Image in Sleeve Design. Mitchell & Beazley: L., 2003. 256 p.

Easley D. B. Riff Schemes, Form, and the Genre of Early American Hardcore Punk (1978–83). Society for Music Theory. 2015. Vol. 21, No. 1, pp. 13–24.

Heetderks D. J. Hipster Harmony: The Hybrid Syntax of Seventh Chords in Post-Millennial Rock. Society for Music Theory. 2015. Vol. 21, No. 2, pp. 3–11.

Heller S., Ilic M. Icons of Graphic Design. Thames & Hudson: L., 2008. 224 p.

Marsh G. The Blues Album Cover Art Text. Collins and Brown: L., 1996. 111 p.

Miles B. Scott G., Morgan J. The Greatest Album Covers of All Time. Collins & Brown: N. Y., 2005. 256 p.

Moist K. M. Special Issue of Rock Music Studies: Global Psychedelia and Counterculture. Rock Music Studies. 2016. Vol. 3, No. 3, pp. 334–335.

Moist K. M. Visualizing Postmodernity: 1960s Rock Concert Posters and Contemporary American Culture. Journal of Popular Culture. 2010. Vol. 43, No. 6, pp. 1242–1265.

Seiler B. The Album Cover Art of Punk Text. Collins & Brown: L.,1998. 120 p.

Spicer M. (Per)Form in(g) Rock: A Response. Society for Music Theory. 2011. Vol. 17, No. 3, pp. 7–15.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.131-138

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.