Современность Николая Попова: новизна музыки – новизна миропредставления

Valentina N. Kholopova

Аннотация


Николай Попов – яркий российский композитор молодого поколения, произведения которого постоянно исполняются на родине и за рубежом. В его мировоззрении совмещаются самое древнее и самое современное. Объектами философского и музыкального мышления выступают Космос, физическое звучание мира, а в истории человечества – архаика и новые технологии. Музыкальный язык синтезирует классические тембровые звучания с электронными, а также с видеорядом. Н. Попов родился в Башкортостане, окончил Московскую консерваторию, участвовал в мастер-классах многих зарубежных композиторов-новаторов. Видеомузыкальные произведения он создаёт в содружестве с несколькими видеохудожниками. В статье выделяются сочинения 2013 года: «Песня Ульдры» по скандинавскому фольклору с видеорядом Э. Квинна,
А. Скорняковой; «Артра» с видеорядом Т. Пожарева, Э. Квинна (и цитатой из «Плясок щеголих»
И. Стравинского, услышанной на диске космического аппарата «Вояджер»); «Нибиру 20/13» по мотивам шумеро-аккадской мифологии с видеорядом А. Скорняковой, Э. Квинна. Решая вопрос о соотношении аудиального и визуального, Попов допускает и звучание без видеоряда. Таков один из вариантов его «Песни Ульдры», ранние сочинения для баяна, струнных, ударных. Для него особенно важен эмоциональный «посыл» музыки слушателю.

Ключевые слова: молодые композиторы России, электронная музыка, «Песня Ульдры», «Артра», «Нибиру 20/13», Т. Пожарев, А. Скорнякова, Э. Квинн, И. Стравинский.


Полный текст:

PDF

Литература


Kuprovskaya E. Na predele zvuka. Estetika perenasyshcheniya v muzyke XXI veka [At the Limit of Sound. Aesthetics of Saturation of Music in the 21st Century]. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 207 S.

Lyskova S. Put' k gradu Arkaimu: audiovizual'nyy eksperiment [The Path to the City of Arkaim: Audiovisual Experiment]. 11.10.2013. URL: http://stnmedia.ru/?id=6362 (31.07.2017).

Nikolay Popov: «Dlya menya rabota s videokhudozhnikom – neveroyatnyy protsess» [Nikolai Popov: “For Me, Working with a Video Artist is an Incredible Process”]. The material was prepared by E. Kravtsun. 20.09.2013. URL: www.muzcentrum.ru/news/2013/09/8808 (29.07.2017).

Platonov O. Russkaya tsivilizatsiya: entsiklopediya [Russian Civilization: Encyclopedia]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_hystory/924 (31.07.2017).

Popov N. A. Elektroakusticheskaya kompozitsiya [Electroacoustic Composition]. URL:http://ceammc.com/wp-content/uploads/2013/10/Nik_Popov_text-1.pdf (29.07.2017).

Kholopova V. N. Muzykal'nye emotsii [Musical Emotions]. Moscow: Al'teks, 2012. 348 p.

Kholopova V. N. «Tayna» kak nesformirovannaya kategoriya teorii iskusstva i ee prisutstvie v tvorchestve Sofii Gubaydulinoy [“Mystery” as an Unformed Category of the Theory of Art and its Presence in the Works of Sofia Gubaidulina]. Sofii s lyubov'yu: k 80-letiyu Sofii Asgatovny Gubaydulinoy [To Sofia with Love: Towards the 80th Anniversary of Sofia Asgatovna Gubaidulina]. Moscow, 2014, pp. 32–48.

Shornikova A. V. O vzaimodeystvii audio- i videoryadov v sochinenii «Tri istorii» Stiva Raykha – Beril Korot [About the Interaction of the Audio and Video Elements in the Composition “Three Tales” by Steve Reich and Beryl Korot]. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 3 (28), pp. 20–26. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.3.020-026.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.120-130

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.