Суфийская символика в телебалете Т. Шахиди «Рубаи Хайяма»

Marina N. Drozhzhina, Sitora D. Davlatova

Аннотация


В статье, посвящённой одному из самых известных сочинений таджикского композитора Толиба
Шахиди, исследованы способы отражения суфийской символики в синтетическом жанре телебалета. Исходя
из сущностных параметров символа (с учётом сложившихся традиций изучения этой категории), авторы
предлагают собственный взгляд на проблему. Показывается роль символа в экспонировании художественными
средствами суфийского пути совершенствования (Тарикат) как моста между двумя мирами. Ориентация на
многоуровневый комплекс рядов (музыкального, сценографического, хореографического, сценического,
поэтического) и специфику ведущего суфийского принципа зохир-ботин (внешнее-внутреннее) позволила
выполнить анализ обозначенного феномена на основе дифференцированного подхода к символу. В результате
выявлены символы-образы (главные персонажи – Поэт, его Муза и Смерть), наиболее многогранные
и обретающие черты аллегории и метафоры; символы-знаки, нередко выполняющие функцию лейтсимволов
(кувшин, чаша вина, огонь, флейта) и в силу суфийской тайнописи обретающие признаки символа-эмблемы.
Наличие вербального ряда (звучащие рубаи Омара Хайяма) помогает пониманию суфийской концепции
с её метафоричностью. Исследование показало, что рассматриваемая символика представлена на следующих
уровнях: в сценарной драматургии, образах главных действующих лиц, их музыкальном воплощении,
в использовании символической поэзии, цветовых решениях и атрибутивном оформлении телебалета.

Ключевые слова: суфийская символика, телебалет, рубаи Хайяма, принцип зохир-ботин, Толиб Шахиди.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Alesenkova V. N. Simvol kak vyrazitel'noe sredstvo v teatral'noy praktike rubezha XX–XXI vekov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Symbol as an Expressive Means in the Theatrical Practice of the Turn of the 20th and 21st Centuries: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2011. 197 p.

Vychuzhanova L. K. Yazyk khoreografii: filosofskiy analiz: dis. ... kand. filos. nauk [The Language of Choreography: a Philosophical Analysis: Dissertation for the Degree of Candidate of Philosophy]. Ufa, 2009. 173 p.

Davydova V. P. Obraz fleyty i ego antropomorfnye cherty v mirovoy khudozhestvennoy kul'ture [The Image of the Flute and its Anthropomorphic Features in World Culture]. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2009. No. 2, pp. 186–191.

Kurbanmamadov A. Esteticheskaya doktrina sufizma [The Aesthetical Doctrine of Sufism]. Dushanbe: Donish, 1987. 108 p.

Losev A. F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo [The Issue of the Symbol and Realistic Art]. Moscow: Russkiy mir, 2014. 736 p.

Mamardashvili M. K., Pyatigorskiy A. M. Simvol i soznanie: Metafizicheskie rassuzhdeniya o soznanii, simvolike i yazyke [Symbol and Consciousness: Metaphysical Discourses on Consciousness, Symbolism and Language]. Moscow: Yazyki russkoy kul'tury, 1997. 224 p.

Okhoniezov V. D. Simvolika tsvetov v persidsko-tadzhikskoy sufiyskoy poezii [The Symbolism of Colors in the Persian-Tajik Sufi Poetry]. Molodoy uchenyy [Young Scholar]. 2010. No. 8, Volume 2, pp. 68–72.

Sufiev Sh. Nekotorye printsipy verbalizatsii sufiyskogo opyta [Certain Principles of Verbalization of the Sufi Experience]. Iran-name [Iran]. 2010. No. 2, pp. 117–126.

Umarova G. A. Simvolika tsveta i tsvetovye predpochteniya v kostyume musul'man (na primere Tadzhikistana) [The Symbolism of Color and Preferences of Color in the Costumes of Muslims]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Herald of the Kazan State University of Culture and the Arts]. 2014. No. 4 (1), pp. 131–136.

Ghadami F., Masoomi M. H., Jannatifar M. Abu al-Ala Maarri and Khayyam Approach Toward Life and Death. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2016. No. 1, pp. 217–224.

Hesar R.V., Tavangar M. Metaphor and Culture: A Cognitive Approach to the Two Translations of Khayyam’s Quatrains. Language Related Research. 2015. Vol. 5, Issue 4, pp.197–218.

Panahbar E., Hesabi A., Pirnajmuddin H. Aesthetics in the Relationship of Conceptual and Cultural Models in the Translation of Rubayyat of Khayyam. Language Linguistics Literature. The Southeast Asian Journal of English Language Studies. 2016. Vol. 22, Issue 3, pp. 49–63.

Reason A. Love and Death in Elihu Vedder's Rubaiyat of Omar Khayyam. American Art. 2015. Vol. 29, Issue 2, pp. 119–125.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.066-073

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.