Жанр инструментального концерта в альтовом репертуаре: от Баха до Шнитке

Anastasia V. Shevtsova

Аннотация


В статье прослеживается путь жанра альтового сольного концерта на протяжении всего времени его
существования. Выделены произведения, составляющие основу репертуара концертирующих альтистов:
И. С. Баха (Шестой Бранденбургский концерт), Г. Ф. Телемана, К. Стамица, В. А. Моцарта (Концертная
симфония для скрипки и альта с оркестром Es dur), Г. Берлиоза (Симфония для оркестра с солирующим
альтом «Гарольд в Италии»), М. Бруха (Двойной концерт для кларнета и альта), П. Хиндемита (Концерт для
альта с оркестром «Der Schwanendreher»), А. Шнитке (Концерт для альта с оркестром) и др. Отмечаются
новаторские черты, присущие сочинениям, и исполнительские задачи, возникающие при знакомстве с каждым
из них. Вместе с жанром концерта изменилось отношение к самому инструменту: постепенно альт становится
равноправным сольным инструментом наряду со скрипкой и виолончелью. Расцвет жанра приходится на ХХ
век, когда композиторы расширили альтовый репертуар, большую часть которого составляют концерты для
альта с оркестром. Произошло это во многом благодаря появлению ярких исполнителей, которые показали
особенный тембр альта, его способность передавать разнообразные состояния человеческой души. Сегодня
альт прочно занял позицию солирующего инструмента на концертной эстраде. Изучение развития жанра
помогает понять процесс становления сольного альтового исполнительства.

Ключевые слова: инструментальный концерт, альт как сольный инструмент, альтовый репертуар,
концертные произведения для альта, история альтового концерта.


Полный текст:

PDF

Литература


Gorbunov V. N. Al’tovaya muzyka russkikh kompozitorov XVIII – nachala XX veka [Music for the Viola by Russian Composers from the 18th to the Early 20th Centuries]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal’nyy al’manakh [South Russian Musical Almanac]. 2004. No. 1 (2), pp. 231–239.

Darda V. N. Zhanr al’tovogo kontserta v tvorchestve kompozitorov mangeymskoy shkoly [The Genre of the Viola Concerto in the Music by Composers of the Mannheim School]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2014. No. 28, pp. 125–133.

Demchenko A. I. Dialog vremen v muzyke Al’freda Shnitke [Dialogue of the Historical Time Periods in the Music of Alfred Schnittke]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2014. No. 4 (17), pp. 87–91.

Demchenko A. I. Kollazh i polistilistika v iskusstve XX v. [Collage and Polystylistics in the Art of the 20th Century]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University]. 2005. No. 2, pp. 42–52.

Lebushe M. Bakh [Bach]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2015. 297 p. (Zhizn’ zamechatel’nykh lyudey. Malaya seriya [Life of Remarkable People. Small Series]).

Levaya T. N., Leontyeva O. T. Paul’ Khindemit. Zhizn’ i tvorchestvo [Paul Hindemith: Life and Work]. Moscow: Muzyka, 1974. 449 p.

Struve B. A. Protsess formirovaniya viol i skripok [The Process of Formation of Viols and Violins]. Moscow: Muzgiz, 1959. 258 p.

Tarakanov M. E. Simfoniya i instrumental’nyy kontsert v russkoy sovetskoy muzyke [The Symphony and the Instrumental Concerto in Russian Soviet Music]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1988. 271 p.

Chernova-Stroy I. V. Yuriy Bashmet – grani sovershenstva [Yuri Bashmet – the Boundaries of Perfection]. Lviv: Piramida, 2003. 208 p.

Kholopova V. N. Kompozitor Al’fred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. Moscow: Arkaim, 2003. 256 p.

Kemp I. Hindemith. London; New York: Oxford UP, 1970. 59 p.

Luttman S. Paul Hindemith: a Guide to Research. New York: Routledge, 2005. 130 р.

Solomon M. Mozart: A Life. 1st ed. Harper Collins Publishers, 1995. 640 р.

Shaymukhametova Liudmila N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.

The Cambridge Mozart Encyclopedia. Edited by C. Eisen and S. P. Keefe. N. Y.: Cambridge University Press, 2006. 662 p.

Williams P. Bach: A Musical Biography. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 718 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.031-037

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.