«Старый замок» Мусоргского в контексте аналогий и параллелей

Evgeny B. Trembovelsky

Аннотация


При рассмотрении пьесы Мусоргского «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» в статье проводятся параллели с разнообразными явлениями мирового (в основном музыкального) искусства. По логике интертекстуальных подходов они расширяют объём содержательных характеристик и проясняют стилевые основы. Исконно национальная природа цикла «Картинок» наиболее очевидным образом запечатлена в крайних разделах ввиду связей с русской песней, знаменным распевом и роговым сочинением начала XIX века. Глубинная же идея – воплощение, говоря словами Достоевского, всемирной отзывчивости русской души – ярко проявлена и в картинах из жизни других народов и культур. Среди проводимых аналогий с пьесой «Старый замок» одни могут казаться очевидными, другие – неожиданными. Это жанр сицилианы, знакомый русским композиторам с XVIII века, вагнеровский тристан-оборот, «лелеющая душу гуманность» (Белинский), донесённая из глубокой древности тема неразделённой любви, одна из новелл Акутагавы, трубадурно-мейстерзингеровские традиции сочетания сквозной композиции и системы повторов, принцип сведения к тождеству, знакомый по Шуберту, Bar-форме, мугамам, кюям и другим восточным композициям. Всё это, конечно, едва ли будет комплексно всплывать при непосредственном восприятии музыки Мусоргского. Но не говорит ли сама возможность проведения столь разных аналогий о редкостной широте его представлений
о мире и об искусстве, о чём можно судить, конечно, по письмам и воспоминаниям, но в первую очередь – по результативности художнических опытов, осуществлявшихся, видимо, спонтанно-интуитивно. И не таится ли здесь один из источников интертекстуальных, полистилистических и коллажных побуждений композиторов последующих поколений.

Ключевые слова: Мусоргский, «Старый замок», художественные и стилевые параллели, интертекстуальные подходы.


Полный текст:

PDF

Литература


Amanov B. Zh., Mukhambetova A. I. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i ХХ vek [Kazakh Traditional Music and the Twentieth Century]. Almaty: Dyke Press. 2002. 544 p.

Bedush E. A., Kyuregyan T. S. Renessansnye pesni. Voprosy istorii i teorii: khrestomatiya [Renaissance Songs. Questions of History and Theory: A Chrestomathy]. Moscow: Kompozitor, 2007. 424 p.

Dzhani-zade T. M. Mugam – improvizatsiya na lad [Mugham – Improvisation in the Mode]. Sovremennye metody issledovaniya v muzykovedenii: sb. tr. GMPI im. Gnesinykh [Contemporary Methods of Research in Musicology: Proceedings of the Gnesin State Musical Pedagogical Institute]. Issue 31. Moscow, 1977, pp. 56–82.

Eolyan I. R. Traditsionnaya muzyka arabskogo Vostoka [Traditional Music of the Arab East]. Moscow: Muzyka, 1990. 238 p.

Zarukhova S. M. Forma i lad v kazakhskoy dombrovoy muzyke [Form and Mode in Kazakh Dombra Music]. Muzykoznanie [Musicology]. Issue 3. Alma-Ata, 1967, pp. 114–122.

Kazantseva L. P. Muzykal’nyy portret [The Musical Portrait]. Moscow: Konservatoriya, 1995. 124 p.

Kurth E. Romanticheskaya garmoniya i ee krizis v «Tristane» Vagnera [Romantic Harmony and its Crisis in Wagner’s “Tristan”]. Moscow: Muzyka, 1975. 552 p.

Kyuregyan T. S., Stolyarova Yu. V. Pesni srednevekovoy Evropy: issledovanie [Songs of Medieval Europe: a Study]. Moscow: Kompozitor, 2007. 208 p.

Lavrentyeva I. V. Variantnost’ i variantnaya forma v pesennykh tsiklakh Shuberta [Variability and Variant Form in Schubert’s Song Cycles]. Ot Lyulli do nashikh dney [From Lully to the Present Days]. Moscow, 1967, pp. 33–70.

M. P. Musorgskiy Literaturnoe nasledie. Pis’ma. Biograficheskie materialy i dokumenty [M. P. Mussorgsky. Literary Heritage. Letters. Biographical Materials and Documents]. Moscow: Muzyka, 1971. 400 p.

Nekrasova G. A. Ob odnom tvorcheskom printsipe Musorgskogo [Concerning one Creative Principle of Mussorgsky]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1988. No. 3, pp. 67–72.

Sokolov O. V. O printsipakh strukturnogo myshleniya v muzyke [About the Principles of Structural Thinking in Music]. Problemy muzykal’nogo myshleniya [Issues of Structural Thinking]. Moscow, 1974, pp. 153–176.

Trembovel’skiy E. B. Stil’ Musorgskogo: lad, garmoniya, sklad [Mussorgsky’s Style: Mode, Harmony, Texture]. Moscow: Kompozitor, 2010. 436 p.

Cristea A. Pianistic Mastery of Modest Mussorgsky’s Pictures at an Exhibition: Developing Associative Thinking through Analysis of Musical Texture. Miami: University. Open Access Dissertation, 2016. 146 p.

Gon F., Rumph St. Mozart and Enlightenment Semiotics. Ad Parnassum. Vol. 12. No. 24. October 2014, pp. 182–184.

Lerdahl F. Cognitive Constraints on Compositional Systems. Contemporary Music Review. 1992, Vol. 6, Part 2, pp. 97–121.

Schippers H. Facing the Music. New York: Oxford University Press, 2010. 240 p.

Wiley R. Tchaikovsky. New York: Oxford University Press, 2009. 546 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.128-135

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.