Ф. Шуберт и французская опера: к проблеме «своё-чужое» в австрийском музыкальном театре первой трети XIX века

Nina V. Pilipenko

Аннотация


Статья посвящена связям оперного творчества Ф. Шуберта с французским музыкальным театром
его времени. Эти связи обусловлены тем значением, которое театр приобрёл в немецкоязычных землях
в первые два десятилетия XIX века. В шубертовских сценических опусах, как и в операх других австрийских
и немецких композиторов того времени, можно найти множество черт, характерных для французских
жанровых моделей. Среди прочего в статье рассмотрены точки соприкосновения двух его опер, «Альфонсо
и Эстрелла» и «Фьеррабрас», с «Семирамидой» Ш. С. Кателя, которая ставилась на венских сценах и
которой Шуберт, как известно, восхищался. Пересечения касаются прежде всего характерных пунктирных
ритмических формул, которые во всех трёх операх по своему значению приближаются к лейтмотивам,
некоторых мелодических оборотов, а также специфического гармонического оборота, объединяющего
арию Аземы из «Семирамиды» и арию с хором Флоринды из «Фьеррабраса». Определённое воздействие
«Семирамида» Кателя оказала также на либретто «Альфонсо и Эстреллы». Возможно, что одна из сцен
последней оперы – сцена заговора – была введена в общую сюжетную канву под влиянием французского
образца, тем более что именно в музыке этой сцены обнаруживается наибольшее количество пересечений
с аналогичным эпизодом у Кателя.

Ключевые слова: Ф. Шуберт, Ш. С. Катель, австрийская опера, французская опера, музыка начала XIX
века.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Bauer A. 150 Jahre Theater an der Wien [150 Years of Theater an der Wien]. Wien: Amalthea-Verlag, 1952. 515 S.

Branscombe P. Schubert and the Melodrama. Schubert-Studies. Problem of Style and Chronology. Ed. by E. Badura-Skoda, P. Branscombe. Cambridge: Cambridge University Press, 1982, pp. 105–141.

Brown M. J. E. Schubert’s Operas. Monthly Musical Record. 1949. Vol. 79, pp. 92–175.

Clark S. Analyzing Schubert. New York: Cambridge University Press, 2011. 290 p.

Feurzeig L. The Queen of Golconda, the Ashman, and the Shepherd on a Rock: Schubert and the Vienna Volkstheater. Franz Schubert and His World. Ed. by Christopher H. Gibbs, Morten Solvik. Princeton: Princeton University Press, 2014, pp. 157–182.

Franz Schuberts Briefe und Schriften. Mit zehn Abbildungen. Hg. von O. E. Deutsch. Zweite Auflage [Franz Schubert’s Letters and Writings. With Ten Illustrations. Published by O. E. Deutsch. Second Edition]. Munchen: Georg Muller, 1922. 102 S.

Jacobshagen A. Das Fremde im Eigenen. Die deutsche Opernlandschaft um 1800 [The Foreign and the Native. The German Opera Scene around 1800]. Oper im Aufbruch. Gattungskonzepte des deutschsprachigen Musiktheaters um 1800 [General Concepts of German-Language Musical Theater around 1800]. Hg. v. Marcus Chr. Lippe. Kassel: Bosse, 2007. S. 79–91.

Jahn M. Die Wiener Hofoper von 1810 bis 1836: das Karnthnerthortheater als Hofoper [The Viennese Hofoper from 1810 to 1836: the Karnthnerthortheater as the Hofoper]. Wien: Der Apfel, 2007. 724 S.

Martin Ch. Zwischen Singspiel und Opera comique: Schuberts fruhe Buhnenwerke [Between Singspiel and Opera comique: Schubert’s Early Theatrical Compositions]. Schubert: Perspektiven [Schubert: Perspectives]. 2010. Heft 1. S. 78–86.

Martin Ch. Schuberts Einlagenummern fur Herolds‚ La clochette‘. Zur Rezeption der Opera comique in Wien [Schubert’s Numeration for the Herald, “The Little Magic Bell.” Concerning the Reception of the Opera comique in Vienna]. ‚L'esprit francais‘ und die Musik Europas – Entstehung, Einfluss und Grenzen einer asthetischen Doktrin. Hg. von Michelle Biget und Rainer Schmusch [Edited by Michelle Biget und Rainer Schmusch]. Hildesheim: Georg Olms, 2007. S. 486–496.

McKay E. N. Franz Schubert’s Music for the Theatre. Tutzing: H. Schneider, 1991. 412 p.

Rice J. A. German Opera in Vienna around 1800: Joseph Weigl and Die Schweitzer Familie [Family]. Oper im Aufbruch. Gattungskonzepte des deutschsprachigen Musiktheaters um 1800. Hg. v. Marcus Chr. Lippe [Edited by Marcus Chr. Lippe]. Kassel: Bosse, 2007. S. 313–322.

Speidel L. Franz Schubert – ein Opernkomponist? Am Beispiel des “Fierrabras” [Franz Schubert – an Opera Composer? On the Example of “Fierrabrass”]. Wien–Koln–Weimar: Bohlau, 2012. 371 S.

Wischusen M. A. The Stage Works of Franz Schubert: Background and Stylistic Influences: Diss. Ph.D. U. of New Jersey (New Brunswick), 1983. 769 p.

Yust J. Schubert's Harmonic Language and Fourier Phase Space. Journal of Music Theory. 2015. Vol. 59. No. 1, pp. 121–181.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.115-121

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.