К истории теоретико-композиторского образования в первых русских консерваториях

Elena E. Polotskaya

Аннотация


Статья обращена к истокам теоретико-композиторского образования в России. В ней рассматривается
вопрос, на подготовку каких музыкантов была ориентирована специальность «Теория музыки»: воспитывала
ли она преподавателей теоретических дисциплин или же давала композиторское образование? Этот вопрос
правомерен уже потому, что П. И. Чайковский, стремясь стать композитором, писал прошение о поступлении
в специальный класс теории музыки Петербургской консерватории, а в его дипломе среди перечисленных
дисциплин отсутствует «Композиция». Исторические документы, хранящиеся в архивах Петербурга,
Москвы и Клина, свидетельствуют, что учащиеся-теоретики обучались по единой программе подготовки
композиторов. На достижение этой цели был направлен весь процесс обучения, в котором теория и практика
сочинения музыки находились в паритетных отношениях. Истоки данной концепции лежат в немецкой
практике обучения профессиональных музыкантов, прежде всего – в теоретико-педагогической системе
А. Б. Маркса. Его ученик и последователь Н. И. Заремба стал основоположником российского консерваторского
образования, базирующегося на системе Маркса. А ученик Зарембы Чайковский перенес принципы
паритетного преподавания теории и практики сочинения в Московскую консерваторию. Как осуществлялись
эти принципы в преподавании дисциплин «Гармония», «Контрапункт», «Формы и фуга», «Инструментовка» и
«Композиция», рассматривается в статье на конкретных примерах, каковыми являются архивные источники:
тетрадь «Формы» ученика Зарембы В. И. Сафонова и сделанные Чайковским черновые записи программ по
теоретическим предметам.

Ключевые слова: первые русские консерватории, теоретико-композиторское образование, музыкальное
источниковедение, А. Б. Маркс, Н. И. Заремба, П. И. Чайковский.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Evdokimova N. K. Iz istorii issledovatel'skoy deyatel'nosti rossiyskikh muzykal'nykh vuzov v 1920– 1930-kh godakh: integrativnye nauchnye napravleniya [From the History of Research of Activities of Russian Musical Institutions for Higher Education in the 1920s and 1930s: Integrative Scholarly Trends]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 4, pp. 115–123. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.4.115-123.

Zaremba N. I. Ob otnoshenii konservatoriy i kontsertov k muzykal'nomu obrazovaniyu [About the Attitude of Conservatories and Concerts Towards Musical Education]. Muzykal'nyy sezon [Musical Season]. 1870. No. 11, pp. 1–3.

Iz istorii Leningradskoy konservatorii: materialy i dokumenty, 1862–1917 [From the History of the Leningrad Conservatory: Materials and Documents. 1862–1917]. Compiled by A. L. Birkenhof, S. M. Wilscker, P. A. Wulfius, G. R. Freindling; Leningrad State N. A. Rimsky-Korsakov Conservatory. Leningrad: Muzyka, 1964. 328 p.

Kashkin N. D. Pervoe dvadtsatipyatiletie Moskovskoy konservatorii: istoricheskiy ocherk [The First Twenty-five Years of the Moscow Conservatory: A Historical Sketch]. Moscow: T-vo “Pechatnya S. P. Yakovleva”, 1891. 81 p.

Krylova A. V. Rol' Imperatorskogo russkogo muzykal'nogo obshchestva v formirovanii muzykal'noy infrastruktury Rostova-na-Donu [The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 1, pp. 83–89. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.

Larosh G. A. Izbrannye stat'i. V 5 vyp. Vyp. 2: P. I. Chaykovskiy [Selected Articles. In 5 Issues. Issue 2: P. I. Tchaikovsky]. Compiled and with an Introduction, Commentaries and Annotations by G. B. Bernandt. Leningrad: Muzyka, 1975. 368 p.

Letopis' zhizni i tvorchestva V. I. Safonova [Chronicles of the Life and Artistic Activities of Vassily Ivanovich Safonov]. Compiled by L. L. Tumarinson, B. M. Rosenfeld. Moscow: Bely Bereg, 2009. 768 p.

Polotskaya E. E. Iz istorii muzykal'no-teoreticheskogo obrazovaniya v Rossii (po uchenicheskim tetradyam V. I. Safonova) [From the History of Music Theory Education in Russia (Following the Tutorial Notebooks of V. I. Safonov)]. «Trudis' i nadeysya...». Vasiliy Safonov: novye materialy i issledovaniya [“Work and Hope…” Vasily Safonov: New Materials and Researchs]. Moscow; St. Petersburg, 2016, pp. 576–590.

Polotskaya E. E. O spetsial'nosti «Teoriya muzyki» v pervykh russkikh konservatoriyakh (po materialam arkhivov) [About the Major Discipline of “Music Theory” in the First Russian Conservatories (Based on Archival Materials)]. Iz istorii otechestvennoy muzykal'noy kul'tury: neizvestnye stranitsy [From the History of Russian Musical Culture: Unknown Pages]. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 2011, pp. 47–63.

Solov'ev N. F. Teoriya muzyki [The Theory of Music]. Entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopedic Dictionary]. Publishers: F. A. Brockhaus (Leipzig), I. A. Efron (St. Petersburg). St. Petersburg, 1901. Vol. 32-a: Tai Termity [Thai – Termites], pp. 890–891.

Sukhova L. G. Otechestvennaya muzykal'naya kul'tura i pedagogika pervoy poloviny XIX veka [Russian Musical Culture and Pedagogy of the First Half of the 19th Century]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2012. No. 1, pp. 171–175.

Chaykovskiy P. I. Perepiska s N. F. fon Mekk [V 3 t.]. T. 3: 1882–1890 [Tchaikovsky P. I. Correspondence with Nadezhda F. von Meck (in 3 volumes). Vol. 3: 1882–1890]. Edited and author annotations by V. A. Zhdanov and N. T. Zhegin. Moscow; Leningrad: Academia, 1936. 683 p.

Shabshaevich E. M. Stranitsy dorevolyutsionnoy istorii Moskovskoy konservatorii: imennye stipendii professorov [Pages of the Pre-Revolutionary History of the Moscow Conservatory: Honorary Stipends of Professors]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2017. No. 2, pp. 153–159. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.153-159.

Beltinger E. P., Baker R. B. The Effects of Student Coaching: An Evaluation of a Randomized Experiment in Student Advising. Educational Evaluation and Policy Analysis. 2014. Vol. 36. No. 1, pp. 3–19.

Calissendorff M., Hannesson H. F. Educating Orchestral Musicians. British Journal оf Music Education. Vol. 34, Issue 2, July 2017, pp. 217–223.

Finney J. Music education as aesthetic education: a rethink. British Journal Of Music Education. 2002. Vol. 19, Issue 2, July, pp. 119–134.

Franz N. The Legacy and Future of a Model for Engaged Scholarship: Supporting a Broader Range of Scholarship. Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2016. Vol. 20. No. 1, pp. 217–221.

Marx A. B. Die Lehre von der musikalischen Komposition, praktisch-theoretisch [The Doctrine of Musical Composition, Practical-Theoretical]. Neu bearb. von Dr. Hugo Riemann. Erster Teil. Zehnte Auflage. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1903. 631 S.

Ruthmann S. Alex. Whose agency matters? Negotiating pedagogical and creative intent during composing experiences. Research Studies in Music Education. 2008. Vol. 30, Issue 1, pp. 43–58.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.100-107

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.