Тональность: семантический аспект

Liudmila P. Kazantseva

Аннотация


Современные представления о семантической окраске тональности в большой степени уповают на
метафоричность смыслов, причина которой правомерно отыскивается в механизме ассоциирования. Однако
объяснять столь сложный и стойкий феномен действием только метафорического переноса смыслов из
смежных областей в музыку было бы явным упрощением. В этом, казалось бы, сугубо личностном акте
немало объективного, «всеобщего». Тем самым в ассоциировании как принципе смыслообразования следует
усматривать не только спонтанность и субъективность смысловых связей, но и их вполне закономерный и
объективный характер.
Сегодня мы вправе говорить об онтологической, природной (отнюдь не субъективной) метафоричности
семантики тональности. Эта семантика имеет вполне объективные основания. Композитор программирует,
задаёт вполне определённую, художественно необходимую метафоричность. Важно понимать, что семантика
тональности непременно корректируется множеством факторов. Она находится в зависимости от контекста,
стало быть, она подвижна – в этом также состоит объективный закон её бытия.

Ключевые слова: тональность, семантика, метафоричность, стиль композитора, язык/речь, интертекстуальность,
архетип.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Asaf’ev B. V. Мazurki Shopenа [Chopin's Mazurkas]. Shopen, kakim my ego slyshym [Chopin, as We Hear Him]. Moscow, 1970, рр. 46–68.

Bozina O. A. Semantika tonal’nosti v opernom tvorchestve N. A. Rimskogo-Korsakova [Semantics of Tonality in the Operatic Legacy of N. A. Rimsky-Korsakov]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Academy of Music and Theater, 2013. 194 p.

Volodin A. A. Rol’ garmonicheskogo spektra v vospriyatii vysoty i tembra zvuka [The Role of the Harmonic Spectrum in the Perception of Pitch and Timbre of Sound]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [Musical Art and Science]. Issue No. 1. Moscow, 1970, рр. 11–38.

Ivanchenko G. V. Psikhologiya vospriyatiya muzyki. Podkhody, problemy, perspektivy [The Psychology of the Perception of Music. Approaches, Problems, Perspectives]. Moscow: Smysl, 2001. 252 р.

Ivan’ko N. G. Stabat Mater v bogosluzhenii i kompozitorskom tvorchestve (k probleme zhanrovoy modeli): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Stabat Mater in Church Service and in Composers’ Music (Concerning the Issue of the Genre Model): Thesis for Dissertation of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2006. 20 p.

Neizvestnyy Denisov. Iz Zapisnykh knizhek (1980/81–1986, 1995) [The Unknown Denisov. From the Notebooks (1980/81–1986, 1995)]. Moscow: Kompozitor, 1997. 159 р.

Zhigacheva L. T. Tonal’noe myshlenie Glinki kak otrazhenie sushchnostnykh chert russkoy narodnoy muzyki (tonalnye plany krupnykh form) [Tonal Tinking of Glinka as a Reflection of the Essential Features of Russian Folk Music (Tonal Plans of Large Forms)]. Problemy vzaemodii mystetstva ta teorii i praktyky osvity [Problems of the Universe of the Theory and Practice of Osvity]. Кiiv, 2000, рр. 136–143.

Kazantseva L. P. Semantika tonal’nosti v muzyke Rakhmaminova [The Semantics of Tonality in Rachmaninoff's Music]. Sergei Rakhmaninov. Istoriya i sovremennost’ [Sergei Rachmaninoff. History and Modernity]. Rostov-on- Don, 2005, рр. 147–365.

Orlova S. V. Semantika tonal’nostey v tvorchestve I. S. Bakha [The Semantics of Tonalities in the Works of I. S. Bach]. Khudozhestvennoe obrazovanie Rossii: sovremennoe sostoyanie, problemy, napravleniya razvitiya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Artistic Education of Russia: the Current State, Problems, Directions of Development: Materials of the Russian Scholarly-Practical Conference]. Volgograd, 2005, pp. 143–150.

Paisov Yu. N. Politonal’nost’ v tvorchestve sovetskikh i zarubezhnykh kompozitorov XX veka [Polytonality in the Works of Composers of the Soviet Union and of other Countries in the Twentieth Century]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1977. 389 р.

Teplov B. M. Psikhologiya muzikal’nykh sposobnostey [Psychology of Musical Abilities]. Moscow; Leningrad: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1947. 355 р.

Fanning D. “Sovremennyy master Do mazhora” [“The Contemporary Master of C Major”]. Shostakovich. Mezhdu mgnoveniem i vechnost’yu [Shostakovich. Between an Instant and Eternity]. St. Petersburg, 2000, рр. 661–678.

Chigareva E. I. Opery Motsarta v kontekste kul’tury ego vremeni [Mozart's Operas in the Context of the Culture of his Time]. Moscow: Editorial URSS, 2000. 210 р.

Kholopov Yu. N. Vyrazitel’nost’ tonal’nykh struktur u P. I. Chaykovskogo [The Expressiveness of Tonal Structures in the Music of Piotr Tchaikovsky]. Problemy muzykal’noy nauki [Problems of Musical Science]. Issue. 2. Moscow, 1973, рр. 89–102.

Eynshtein A. Motsart: Lichnost’. Tvorchestvo [Einstein A. Mozart: Personality. Creation]. Moscow: Muzyka, 1977. 454 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.078-083

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.