Фриц Хайнрих Кляйн и идея сериализма

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


Сериализм – метод композиции, в котором организация различных музыкальных параметров
осуществляется на основе принципа ряда. Хотя новый тип структурирования музыкального пространства
получил распространение в музыке после Второй мировой войны, сама идея сериализма возникла фактически
на заре двенадцатитоновой системы, с зарождением серийной концепции как таковой. Статья посвящена
австрийскому композитору Фрицу Хайнриху Кляйну, стоявшему у истоков серийной музыки. В 1921 году он
создал фортепианную пьесу «Машина» ор. 1, предвосхитив двенадцатитоновые открытия Арнольда Шёнберга,
а также направления художественных и технических поисков более позднего времени. Автором статьи
данное сочинение рассматривается в контексте идеи сериализма. «Машина» представляет интересный опыт
организации высотного, ритмического и гармонического параметров на основе единого серийного принципа,
трактуемого Кляйном в традиционных понятийных категориях (тема, аккорд, гамма и т. п.). Композитор открыто
декларировал прекомпозиционный материал, перечислив основные его составляющие в предисловии пьесы.
Основными открытиями Кляйна стали 12-ударная ритмическая тема, «аккорд-пирамида», «материнский
аккорд» и образованный на его основе всеинтервальнный 12-тоновый ряд. Автор статьи характеризует данный
материал, указывает на особенности его реализации в «Машине» и проводит параллели между экспериментами
Кляйна и композиторов послевоенного времени (Мессиана, Бэббита, Ноно).

Ключевые слова: Фриц Хайнрих Кляйн, серийная музыка, сериализм, высотный ряд, всеинтервальный
ряд, ритмический ряд.


Полный текст:

PDF

Литература


Kohoutek C. Tekhnika kompozitsii v muzyke ХХ veka [Techniques of Composition in 20th Century Music]. Moscow: Muzyka, 1976. 367 p.

Okuneva E. G. Printsipy organizatsii ritmicheskikh struktur v serial’noy muzyke [Principles of Organization of Rhythmic Structures in Integral Serialism]. Petrozavodsk: PetrGU, 2014. 124 p.

Kholopov Yu. N. Kto izobrel 12-tonovuyu tekhniku? [Who Invented the Twelve-Tone Technique?]. Problemy istorii avstro-nemetskoy muzyki. Pervaya tret’ ХХ veka: sb. tr. [Issues of the History of Austro-German Music. The First Third of the 20th Century: A Compilation of Articles]. Gnesins’ State Musical Pedagogical Institute. Issue 70. Moscow, 1983, рр. 34–58.

Tsenova V. S. Drama zhizni i svyatye dvenadtsat’: Frits Khaynrikh Klyayn, nepriznannyy geniy [The Drama of Life and the Holy Twelve: Fritz Heinrich Klein, an Unrecognized Genius]. Moscow: Muzizdat, 2008. 328 р.

Beier C. Fritz Heinrich Klein. Der Mutterakkord im Werk Alban Bergs [Fritz Heinrich Klein. The Mother Chord in Alban Berg‘s Works]. Osterreichische Musikzeitschrift [Austrian Music Journal]. 1989. Jg. 44/12 (December), pp. 585–600.

Eimert H. Grundlagen der musikalischen Reihentechnik [Fundamentals of the Musical Serial Technique]. Wien: Universal Edition, 1964. 174 p.

Headlam D. Fritz Heinrich Klein’s “Die Grenze der Halbtonwelt” and “Die Maschine”. Theoria. 1992. Vol. 6, pp. 55‒96.

Klein F. Die Grenze der Halbtonwelt [The Boundary of the World of the Half-Tone]. Die Musik [Music]. 1925. Jg. 17. Heft 4, pp. 281–286.

Oesch H. Pioniere der Zwolftontechnik [Pioneers of Twelve-Tone Technique]. Basler Studien zur Musikgeschichte [Basler Studies in Music History]. Band 1. Bern: Francke Verlag, 1975, pp. 273–304.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.027-037

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.