Вокальная тембрика в хоровых сочинениях Маурисио Кагеля 1958–1982 годов

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация


Статья посвящена хоровому творчеству Маурисио Кагеля 1958–1982 годов, представившему пример одного
из самых радикальных явлений в хоровой музыке второй половины XX века. Основное внимание уделено
рассмотрению вокальных техник, определивших хоровое письмо композитора. В статье изучается комплекс
используемых вокальных манер (пение, Sprechgesang, декламация), регуляторы вокального звукоизвлечения
(характер vibrato, показатели объёма фонационного выдоха); содержится характеристика основных
артикуляционных приёмов: как традиционных для хоровой музыки XX века (пение с закрытым ртом, фальцет,
шёпот), так и новаторских, впервые заявивших о себе в сочинениях Кагеля (пение со стиснутыми зубами,
пение с закрытым ртом при одновременном произнесении текста, пение дрожащим голосом). Выделены
вопросы работы Маурисио Кагеля с отдельными фонемами. В рамках анализа «Anagrama» изучается первый
в западноевропейской музыке опыт применения quasi-серийных процедур к работе с вербальным рядом,
обусловивший появление в партитуре знаков таблиц Международной фонетической ассоциации. Данное
сочинение рассматривается как первый пример нового вокального жанра – фонемной композиции. Изучение
сочинений, созданных композитором в течение первых двух десятилетий его жизни в Германии, позволяет
сделать вывод о последовательном решении композитором определённой задачи – поиске нового хорового
звучания, способного помочь хоровой музыке продолжить её развитие, вывести из состояния застоя, в котором,
по мнению композитора, находилась современная ему хоровая культура.

Ключевые слова: Маурисио Кагель, Лючано Берио, Луиджи Ноно, хоровая музыка, послевоенный авангард,
вокальная тембрика, фонемная композиция.


Полный текст:

PDF

Литература


Ivanov А. M. Khor v sochineniyakh R. Shchedrina po N. Leskovu («Zapechatlennyy angel» i «Ocharovannyy strannik») [The Chorus in Rodion Shchedrin’s Compositions based on Nikolai Leskov’s Novels (“The Sealed Angel” and “The Enchanted Wanderer”)]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013. No. 1 (12), pp. 103–107.

Kirillina L. V. Lyuchano Berio [Luciano Berio]. XX vek. Zarubezhnaya muzyka: ocherki i dokumenty [XX century. Music from Outside Russia. Sketches and Documents]. Moscow, 1995, pp. 74–109.

Nono L. Tekst – Muzyka – Penie [Text – Music – Singing]. Slovo kompozitora (po materialam vtoroy poloviny XX veka). Sbornik trudov [The Composer’s Word (Based on the Materials of the Second Half of the 20th Century). Collection of Works]. Volume 145. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 1999, pp. 36–50.

Okuneva E. G. Ritmicheskie struktury v serial’noy muzyke: k voprosu o tipologii i semantike [Rhythmic Structures in Serial Music: Concerning the Question of Typology and Systematization]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 1 (18), pp. 95–102. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.095-102.

Ferapontova E. V. Vokal’naya muzyka Yannisa Ksenakisa kak fenomen ego kompozitorskogo tvorchestva: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Vocal Music of Iannis Xenakis as a Phenomenon of his Compositional Creativity: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2008. 24 p.

Chistyakova M. Yu. Luidzhi Nono: issledovanie kompozitsionnykh printsipov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Luigi Nono: Research of Compositional Principles: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2000. 256 p.

Domann A. Die Entdeckung des Pluralismus: Problemhorizonte in musikasthetischen Debatten seit 1950 [Discovery of Pluralism: Problem Horizons in Debates on Musical Aesthetics since 1950]. Neue Zeitschrift fur Musik [New Music Journal]. 2013. Volume 174. No. 6, S. 14–19.

Floros K. Gyorgy Ligeti: beyond Avant-garde and Postmodernism. Trans. by E. Bernhardt-Kabisch. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2014. 252 p.

Kagel M. Dialoge. Monologe [Dialogues. Monologues]. Cologne: DuMont Buchverlag, 2001. 324 S.

Kagel M. Komponieren in der Postmoderne [Composing in the Postmodern Era]. Kagel M. Worte uber Musik [Words about Music]. Munich: R. Riper GmbH&Co, 1991, S. 99–105.

Richter-Ibanez C. Maurucio Kagels Buenos Aires (1946–1957). Bielefeld: Transcript Verlag, 2014. 342 p.

Sanio S. Im Labyrinth rationaler Verzweigungen: zu einigen kompositorischen Entscheidungen in der Musik seit 1960 [In the Labyrinth of Rational Ramifications: Concerning some Compositional Decisions in Music since 1960]. Neue Zeitschrift fur Musik [New Music Journal]. 2013. Volume 174. No. 5, S. 30–33.

Schnebel D. Mauricio Kagel. Music, Theater, Film. Cologne: Verlag M. DuMont, 1970. 338 p.

Strimple N. Choral Music in the Twentieth Century. New Jersey, 2005. 389 p.

Williams A. Post-War Modernism: Exclusions and Expansions. Journal of the Royal Musical Association. 2014. Volume 139. Issue 1, pp. 193–197.

Whittal A. Britten and Lutosławski: Taming the 20th Century Avant-garde. The Musical Times. 2013. Volume 154. No. 1923, pp. 3–19.

Zacharakis A., Pastiadis K., Reiss J. D. An Interlanguage Unification of Musial Timbre: Bridging Semantic, Perceptual, and Acoustic Dimensions. Music Perception. 2015. Volume. 32. Issue 4, pp. 394–412.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.016-026

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.