Первый из «шестидесятников». К 85-летию Родиона Щедрина

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Родион Щедрин был первым в ряду так называемых «шестидесятников», которые выдвинулись на ведущие позиции советского искусства в 1960-е годы. Его вхождение в круг крупных мастеров началось в середине 1950-х (Первый фортепианный концерт, балет «Конёк-Горбунок»), и уже тогда в его творчестве вызревали зёрна того, что впоследствии широко развернётся в плоскости усложнённо-драматической образности (Первая симфония, опера «Не только любовь»). В начале 1960-х утверждение новых принципов звукового мышления в немалой степени было связано с обращением к техникам авангарда второй волны (пик авангардных устремлений приходится на Третий фортепианный концерт). При этом самое главное состояло в том, что коренным образом изменился интонационный контур музыки Щедрина, и господствующей идеей стал дух раскрепощения, о чём свидетельствовали произведения публицистической направленности (Вторая симфония, «Поэтория», оратория «Ленин в сердце народном», опера «Мёртвые души»). Раскрывая мир личности, композитор более всего акцентировал интеллектуальное начало (фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги»), которому нередко сопутствовал ярко выраженный артистизм (балет «Кармен-сюита»). Многое в творчестве Щедрина смыкалось с урбанистической стихией, сказавшись широким внедрением рационально-конструктивных элементов и мощной энергетикой (начиная с Первой фортепианной сонаты). Повышенная интенсивность жизненного пульса нашла преломление и в эмоционально-психологической сфере, что привело к сильнейшему драматизму мировосприятия, достигнув своего апогея в балете «Анна Каренина». Впоследствии трагический тонус ослабевает (балеты «Чайка» и «Дама с собачкой»), и с конца 1980-х годов композитор отходит от крайностей авангарда, тяготея к прояснению и просветлению образного строя.

Ключевые слова: советские композиторы-шестидесятники, Родион Щедрин, эволюция творчества и стилистика сочинений Щедрина.


Полный текст:

PDF

Литература


Demchenko A. I. Baletnaya poetika Rodiona Shchedrina [The Poetics of the Ballet by Rodion Shchedrin]. Rodion Shchedrin: materialy k tvorcheskoy biografii [Rodion Shchedrin: Materials for a Creative Biography]. Ed. by E. S. Vlasova. Moscow, 2007, pp. 372–394.

Demchenko A. I. Osvoboditel’naya epopeya v zerkale muzykal’nogo iskusstva Rossii [The Emancipatory Epic in the Mirror of the Musical Art of Russia]. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2017. 428 p.

Demchenko A. I. Otnyud’ ne goszakaz! [Not in the Least a State Commission!]. Muzykant-klassik [Musician Klassik]. 2017. No. 7–8, pp. 10–12.

Demchenko A. I. Polstoletiya nazad. Dialog lichnosti i sredy v otechestvennom iskusstve 1960-kh godov [Half a Century Ago. The Dialogue Between the Individual and the Environment in the Russian Art of the 1960s]. Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel’stvo [Music in the Modern World: Scholarship, Pedagogy, Performance]. Tambov, 2017, pp. 45–68.

Zav’yalov E. N., Zhossan N. Yu. Kontsert dlya orkestra № 4 «Khorovody» Rodiona Shchedrina [Concerto for Orchestra No. 4 “Round Dances” by Rodion Shchedrin]. Aktual’nye problemy kul’tury, iskusstva i khudozhestvennogo obrazovaniya [Topical Problems of Culture, Art and Artistic Education]. Issue 16. Orenburg, 2014, pp. 234–250.

Komissinskiy V. G. O dramaturgicheskikh printsipakh tvorchestva R. Shchedrina [On the Dramaturgic Principles of the Music of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1978. 192 p.

Likhachyova I. V. Muzykal’nyy teatr Rodiona Shchedrina [The Musical Theatre of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1977. 208 p.

Matusevich A. P. Vozrozhdenie “Mertvykh dush” [The Revival of the “Dead Souls”]. OperaNews. 2012. February 26.

Melikova L. B. 24 prelyudii i fugi R. Shchedrina [24 Preludes and Fugues by Rodion Shchedrin]. Aktual’nye problemy iskusstvoznaniya: muzyka – lichnost’ – kul’tura [Topical Problems of Art Studies: Music – Personality – Culture]. Saratov, 2012, pp. 37–46.

Paisov Yu. A. Khor v tvorchestve Rodiona Shchedrina [The Chorus in the Works of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1992. 240 p.

Prokhorova I. A. Rodion Shchedrin. Nachalo puti [Rodion Shchedrin. The Beginning of the Path]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1989. 72 p.

Sazonov A. A. Aspekty ispol’zovaniya udarnykh instrumentov v proizvedeniyakh R. Shchedrina [Aspects of Use of Percussion Instruments in the Works by Rodion Shchedrin]. Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel’stvo [Music in the Modern World: Scholarship, Pedagogy, Performance]. Tambov, 2012, pp. 182–194.

Tarakanov M. E. Tvorchestvo Rodiona Shchedrina [The Works of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 328 p.

Kholopova V. N. Put’ po tsentru. Kompozitor Rodion Shchedrin [The Path along the Center. Composer Rodion Shchedrin]. Moscow: Kompozitor, 2000. 310 p.

Shchedrin R. K. Avtobiograficheskie zapisi [Autobiographical Notes]. Moscow: AST, 2008. 288 p.

Gerlach H. Zum Schaffen von Rodion Schtschedrin [About the Musical Works of Rodion Shchedrin]. Berlin: Press-Union, 1982. 242 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.007-015

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.