Одиннадцатая симфония А. Л. Локшина как тип нелинейного развития симфонической концепции

Semyon A. Loshakov

Аннотация


Статья посвящена творчеству российского композитора ХХ столетия Александра Лазаревича Локшина (1920–1987), его последней Одиннадцатой симфонии для симфонического оркестра и сопрано (1976). Данное сочинение вбирает в себя основные черты стиля композитора: оригинальную трактовку крупной симфонической формы как вариационного одночастного цикла, использование поэтического текста, особое отношение к оркестровой ткани и тембровое разнообразие палитры, событийную насыщенность и равноправное участие в развитии главных и побочных интонационных элементов. Задача статьи заключается в выявлении важной черты симфонического метода Локшина – своеобразной нелинейности развёртывания событий в их чётко заданном русле темы с вариациями.
Целостный анализ партитуры симфонии затрагивает наиболее важные аспекты формы, гармонии и оркестровки. На этой основе автор размышляет о нелинейном принципе симфонического развития. Под нелинейностью понимается процесс свободного сообщения в музыкальном пространстве подобных друг другу событий, независимо от прямого (однонаправленного) порядка их свершения. Музыкальный текст воспринимается как своего рода воплощение единства всех возможных соотношений его смысловых элементов, как некое подобие справочного текста с системой перекрёстных ссылок, где маршрут определяется самим читателем/слушателем. Так, уже в первом разделе симфонии (интродукции) находится важнейший интонационный элемент – звуковой комплекс, который, по мысли автора статьи, воспринимается в дальнейшем развитии как некая гиперссылка.
Ответ на основной вопрос: что же является главным в Одиннадцатой симфонии Локшина – тема вариаций, тема интродукции или последняя вариация, где всю разветвлённую сеть интонационных знаков собирает воедино литературный текст, – автор видит в том, чтобы ощутить, а затем и вербализовать связи, которыми пронизана вся чувственно воспринимаемая симфоническая ткань сочинения, нелинейно, по принципу гипертекста.

Ключевые слова: А. Л. Локшин, симфония, звуковой комплекс, нелинейность, гиперссылка, оркестровка, гипертекст, Луис де Камоэнс.


Полный текст:

PDF

Литература


A. L. Lokshin – kompozitor i pedagog: sb. st. [Alexander Lokshin – Composer and Teacher: Collection of Articles]. Edited by A. A. Lokshina. Moscow: Kompozitor, 2005. 144 p.

Aranovskiy M. G. Simfonicheskie iskaniya [Symphonic Explorations]. Leningrad: Sovetsky kompozitor, 1979. 287 p.

Bychkov V. V. Gipertekst [The Hypertext]. Leksikon nonklassiki. Khudozhestvenno-esteticheskaya kul'tura XX veka [Lexicon of Non-Classical. Artistic and Aesthetic Culture of the Twentieth Century]. Edited by V. V. Bychkov. Moscow, 2003, p. 133.

Demchenko A. I. K probleme vzaimodeystviya lichnosti i sredy v poslednikh instrumentalnyikh kontsertakh D. D. Shostakovicha [Concerning the Issue of Interaction between Personality and the Environment in Shostakovich’s Late Instrumental Concertos]. Problemy muzyikal'noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 4, pp. 48–57. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.048-057.

Ivanova E. V., Kharin M. A. O nekotoryikh osobennostyakh zhanrovo-stilevogo var’irovaniya v tsikle strogikh variatsiy na primere “Temy s variatsiyami” dlya fagota i fortepiano B. Dvarionasa [Concerning Certain Peculiarities of the Variation of Genre and Style in the Cycle of Strict Variations on the Example of the “Theme and Variations” by Balis Dvarionas]. Problemy muzyikal'noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 3, pp. 104–112. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.3.104-112.

Protopopov Vl. V. Variatsii [Variations]. Muzyikal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Moscow, 1973. Volume 1, col. 667–674.

Kholopova V. N. Formy muzyikal’nykh proizvedeniy [Forms of Musical Compositions]. St. Petersburg; Moscow; Krasnodar: Lan’, 2006. 496 p.

Ein unbekanntes Genie: der Symphoniker Alexander Lokschin: Monographien – Zeugnisse – Dokumente – Würdigungen [An Unknown Genius: the Symphonist Alexander Lokshin: Monographs – Testimonies – Documents – Appreciations]. Beitr. und Texten u. a. von Rudolf Barschai; Hrsg. von Marina Lobanova. Berlin: Kuhn, 2002 (Studia slavica musicologica, Bd. 26).

Finscher L. Symphonie. MGG Prisma, Verlage Bärenreiter (Kassel) und J. B. Metzler (Stuttgart), 2001. 364 р.

The Cambridge Companion to the Symphony. Horton, Julian. Cambridge and New York: Cambridge University Press, 2013, pp. 118–134.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.099-107

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.