Особенности структуры древнерусского клиросного хора

Oksana E. Sheludyakova

Аннотация


В статье воссоздаются некоторые важнейшие традиции древ-
нерусского клиросного пения. Предметом внимания автора
является иерархическая структура в различных певческих
хоровых коллективах Древней Руси, распределение обязан-
ностей основных участников хора, соотношение ведущих ру-
ководящих должностей, степень участия коллективов в тех
или иных богослужениях и внебогослужебных мероприяти-
ях, особенности взаимоотношений между руководителями и
рядовыми членами клиросных хоров. Прослеживаются неко-
торые исторические традиции формирования монастырских,
государевых и митрополичих хоров и их сравнение. На осно-
вании изучения теории и практики регентско-певческого обу-
чения в профессиональных и монастырских хорах Древней
Руси выдвигается ряд практических предложений, необхо-
димых для развития современного церковно-певческого об-
разования.

Ключевые слова: духовное пение, монастырская тради-
ция, клиросный хор

Полный текст:

PDF

Литература


Zabelin I. E. Domashniy byt russkikh tsarey v XVI–XVII vv. [The Household Living Conditions of the Russian Tsars in the 16th-17th Centuries]. Moscow, 1915. 769 p.

Zvereva S. G. Russkie khory i mastera peniya kontsa XV – serediny XVII v.: k probleme organizatsii pevcheskogo dela v srednevekovoy Rossii: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Russian Choirs and Singing Masters from the Late 15th Century to the Mid-17th Century: Concerning the Problem of Organization of Singing Case in Medieval Russia: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1988. 270 p.

A Canon and the Life of the Reverend Father Dionysius Zobninovsky, Archimandrite of the St.Sergius Lavra. (In Russian). Moscow, 1855. 120 p.

Nikolayeva E. V. Istoriya muzykal’nogo obrazovaniya: Drevnyaya Rus’: konets X – seredina XVII stoletiya: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [The History of Musical Education: Early Russia: From the Late 10th Century to the Mid-17th Century: Tutorial Manual for Students of Higher Educational Institutions]. Moscow: VLADOS, 2003. 208 p.

Nikolaev Boris, archpriest. Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya [The Znamenny Chant and Kryukovy Notation as the Foundation of the Singing of the Russian Orthodox Church]. Moscow: Nauchnaya kniga, 1995. 300 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.