Синтетидея Николая Рославца в формообразовании Первого скрипичного концерта

Natalia V. Devutskaya

Аннотация


Статья посвящена специфике формообразования в Первом скрипичном концерте Николая Рославца, рассмотренной в аспекте модернизации классических структур. Аналитический акцент сделан на исследовании механизма эмансипации устоявшегося алгоритма функций внутри типовых форм, приводящего к новому качеству музыкального синтаксиса. Своеобразие композиционного мышления композитора раскрывается посредством выявления неразрывной связи типологических констант и функциональной диффузии. Поскольку данный процесс качественно отличен от так называемых смешанных форм, в работе высказывается гипотеза об авторском поиске некоего эквивалента авторской технике синтетаккордов, применённого на более крупном уровне композиции. Концептуальной основой этой задачи является диалектическая пара традиционного-новаторского, ставшая визитной карточкой стиля Рославца. Индикатором традиционного в новом звуковом континууме сочинения служит отсылка к одной из ярчайших тем классического музыкального наследия – главной теме финала скрипичного концерта И. Брамса.

Ключевые слова: Николай Рославец, Иоганнес Брамс, синтетаккорд, синтетлад, музыкальный цикл, скрипичный концерт, музыкальная форма, техника композиции.

 


Полный текст:

PDF

Литература


Zaderatskiy V. V. Muzykal’naya forma [Musical Form]. Moscow: Muzyka, Vol. 2. 2008. 528 p.

Lobanova M. N. Nikolay Andreyevich Roslavets i kul’tura ego vremeni [Nikolai Andreyevich Roslavets and the Culture of his Time]. St. Petersburg: Petroglif, 2011. 384 p.

Pol’dyaeva E. G. Russkiy muzykal’nyy avangard 1910-kh godov. K voprosu ob istokakh «novoy muzyki» XX veka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Russian Musical Avant-Garde of the 1910s. Concerning the Question of the Origins of “New Music” of the 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1993. 21 p.

Roslavets N. A. O sebe i svoem tvorchestve [About Myself and My Work]. Russkiy avangard. Manifesty, deklaratsii, programmnye stat’i (1908–1917) [The Russian Avant-Garde. Manifestos, Declarations, Programmatic Articles (1908–1917)]. Editor and Compiler I. Vorobyev. St. Petersburg: Kompozitor, 2008, pp. 246–250.

Stanishevskiy Ya. Ob odnoy neulovimoy teoreticheskoy sisteme: Nikolay Roslavets i ego teoriya «tonal’nogo rodstva» sintetakkordov [On one Elusive Theoretical System: Nikolai Roslavets and his Theory of the “Tonal Relationship” of Synthetic Chords]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Scholarly Newsletter of the Moscow Conservatory]. Moscow, 2014. No. 2, pp. 123–135.

Tsenova V. S. Edison Denisov i Nikolay Roslavets: paralleli [Edison Denisov and Nikolai Roslavets: Parallels]. Russkiy avangard i Bryanshchina: stat’i, ocherki, issledovaniya [The Russian Avant-Garde and Bryansk. Articles, Essays, Research.]. Edited by M. Belodubrovskiy. Bryansk, 1998. 384 p.

Bazayev Inessa. The Circle of Fifths in Russian Non-Tonal Music: A Case Study of Selected Works by Roslavets and Stravinsky. Dutch Journal of Music Theory. Vol. 18. No. 2. 2013, pp. 51–68.

Bazayev Inessa. The Expansion of the Concept of Mode in Twentieth-Century Russian Music Theory. Music Theory Online. 20.3.6. September, 2014.

Bazayev Inessa. Triple Sharps, Qnt Relations, and Symmetries: Orthography in the Music of Nicolaĭ Roslavets. Music Theory Spectrum. Vol. 35. No. 1. 2013, pp. 111–131.

Bazayev I., Carpenter, E. Introduction: Russian Theoretical Thought Reconsidered and Reevaluated. Music Theory Online. 20.3.4. September, 2014.

Ewell Philip. Russian Pitch-Class Set Analysis and the Music of Webern. Online Journal of the Music Theory Society of the Mid-Atlantic. Vol. 6. No. 1. 2013, pp. 219–276.

Ewell Terry B. Set Operations in the Music of Nikolai Roslavets. Bridges: Mathematical Connections in Art, Music, and Science. 2002, pp. 17–24.

Sitsky Larry. Music of repressed Russian Avant-Garde, 1900–1929. Greenwood press, Westport Connecticut. London, 1994. 360 p




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.050-058

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.