О взаимодействии аудио- и видеорядов в сочинении «Три истории» Стива Райха – Берил Корот

Alexandra V. Shornikova

Аннотация


Статья посвящена осмыслению некоторых художественных принципов «документального музыкального видеотеатра» (авторское определение Стива Райха) как одной из актуальных форм современного музыкального искусства. Автор статьи указывает на истоки документального театра, выделяет художественные идеи документальных работ композитора, анализирует композиционные приёмы. Особое внимание уделяется практически неизученной в российском и зарубежном музыкознании проблеме взаимодействия музыки и видеоряда в видеоопере «Три истории» (2002). В сочинении, созданном крупнейшим американским композитором-минималистом Стивом Райхом и видеохудожницей – пионером американского видеоарта Берил Корот, рассмотрена оригинальная концепция диалога искусств. Музыка и видеоряд образуют здесь единое сценическое целое, развиваясь по законам музыкального минимализма и документального театра. Сочинение имеет специфические, отражающие синтетическую природу музыкального видеотеатра композиционные и формообразующие особенности, включающие принципы нелинейной драматургии, полифонические приёмы, репетитивные техники. Документальная природа музыкального материала подчёркнута также использованием техники verbatim, заимствованной из документального театра и занимавшей главенствующие позиции при создании предыдущей видеооперы «Пещера». Автор обозначает расширение возможностей интерпретации сочинений Райха, основанных на документальном материале и делает вывод об особых возможностях синтеза разных искусств в рамках музыкального видеотеатра.

Ключевые слова: музыкальный театр Стива Райха, Берилл Корот, документальный театр, видеоопера, синтез искусств.


Полный текст:

PDF

Литература


Bakumenko M. N. Dokumental’nyy videomuzykal’nyy teatr Stiva Raykha v kontekste kommunikativnykh poiskov minimalizma: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Steve Reich`s Documentary Video Music Theater in the Context of Communicative Search for Minimalism: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2012. 247 p.

Denikin A. A. Amerikanskoe i evropeyskoe videoiskusstvo 1960– 2005: dis. … kand. kul’turologii [American and European Video Art from 1960 to 2005: Dissertation for the Degree of Candidate of Culturology]. Moscow, 2008. 216 p.

Derrealizatsiya [Derealization]. URL: http://psihomed.com/derealizatsiya. (02.04.2017).

Eliseeva A. Dokumental’nyy teatr Petera Vaysa [Peter Weiss` Documentary Theater]. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/eliseeva-dokumentalnyj-teatr-petera-vajsa.htm. (02.04.2017).

Krom A. E. «Klassicheskaya faza» amerikanskogo muzykal’nogo minimalizma: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The “Classical phase” of American Musical Minimalism: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Nizhny Novgorod, 2011. 457 p.

Arjomand M. Performing Catastrophe: Erwin Piscator’s Documentary Theatre. Modern Drama. 2016. Volume 59. No. 1, pp. 49–74.

Beirens M. Voices, Violence and Meaning: Transformations of Speech Samples in Works by David Byrne, Brian Eno and Steve Reich. Contemporary Music Review. 2014. Volume 33, pp. 210–223.

Drott E. The End(s) of Genre. Journal of Music Theory. 2013. Volume 57. No. 1, pp. 1–45.

Kim R. Y. From New York to Vermont: Conversation with Steve Reich. URL: http://www.stevereich.com/articles/NY-VT.html (10.09.2016).

Prieto E. Speech Melody and the Evolution of the Minimalist Aesthetic in Steve Reich’s The Cave. Musiques Contemporaines. 2002. Volume 12, pp. 26–30.

Reich S. Writings about Music. 1965–2000. Edited with an Introduction by Paul Hillier. London: Oxford University Press, 2002. 78 p.

Salzman E., Desi T. The New Music Theater; Seeing the Voice, Hearing the Body. New York: Oxford University Press, 2008. 408 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.020-026

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.